совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Дорогостоящее лекарственное обеспечение в России в 2009 году: взгляд пациентов - больных рассеянным склерозом и экспертов

Результаты социологического исследования Центра «Социальная Механика»

Автор: Я.Власов, Н.Сергеева, Т.Фомина, Л.Чеглакова, М.Чураков

Актуальность исследования

Будущее российского здравоохранения во многом определяется тем, какие механизмы предоставления услуг требуемого качества будут для населения наиболее эффективными. Многие действия сейчас диктуются необходимостью увязывания государственных гарантий с имеющимися финансовыми ресурсами. Это, в свою очередь, требует конкретизировать медицинские стандарты, виды, объем, порядок и условия оказания медицинской помощи, а также определить порядок предоставления льгот с учетом потребностей целевых групп и оптимизации логистики. Более того, переход от медицинской модели инвалидности к социальной, на которую опирается ПНПЗ, предполагает учет ожиданий от здравоохранения со стороны пользователей услуг и всего общества. Важность таких понятий, как человеческие права, достоинство, развитие потенциала, участие и т.д. делает акцент на качестве как самих услуг, так и на подходе организаций и специалистов, предоставляющих услуги. В этой связи удовлетворенность клиентов – получателей лекарственных препаратов должна быть включена в систему показателей качества и систему мониторинга качества услуг здравоохранения.

На практике обеспечение предоставленных гарантий сталкивается с рядом трудностей. Новая система дорогостоящего лекарственного обеспечения по 7 нозологиям (муковисцидоз, гемофилия, рассеянный склероз, онкогематология, болезнь Гаше, карликовый нанизм, состояние после трансплантации органов) требует тщательной работы по сбору информации о пациентах, по контролю за стоимостью препаратов и услуг в регионе, за поступлением препаратов на склады.

Так, например, несмотря на увеличившийся объем заявок, по итогам первого полугодия 2008 года на аптечных складах невостребованными льготниками оказалось около 40% лекарственных препаратов. А по итогам социологического исследования, проведенного в Самарской области[1], около 70% льготников заявили о том, что им периодически приходится покупать лекарства, входящие в льготный список, за свой собственный счет.

На выходе всех этих процессов -  удовлетворение или неудовлетворение потребностей нуждающихся,  для многих из которых перерыв в терапии может стоить усугубления инвалидизации, а в некоторых случаях - жизни. Поэтому необходимо обеспечить обратную связь по оценке качества выполнения программы и причин неудовлетворенности ею среди целевых групп и экспертов по обозначенной проблеме, а также выявить возможности ее улучшения.

Цель исследования

Оценка удовлетворенности целевых групп программой обеспечения населения дорогостоящими лекарствами и участием общественности в общественной экспертизе программы «7нозологий» (на примере заболевания «рассеянный склероз»).

Задачи исследования:

Определить уровень информированности пациентов о программе «7 нозологий»;

Выявить оценку изменения ситуации с обеспечением дорогостоящими лекарственными средствами получателями льгот и экспертами;

Описать на примере практику получения ЛС по программе «7 нозологий»;

Определить основные проблемы в организации обеспечения пациентов льготными лекарственными средствами;

Описать включенность различных институтов в решение проблем пациентов при получении льготных лекарственных средств;

Определить возможные перспективы совершенствования механизма обеспечения дорогостоящими лекарственными препаратами.

Методы исследования

Экспертный опрос представителей институтов, задействованных в системе дорогостоящего лекарственного обеспечения,

Телефонное структурированное интервью с больными РС, получающими дорогостоящее лекарственное обеспечение за счет бюджетных средств.

Объекты исследования

Пациенты, имеющие право на получение дорогостоящего лекарственного обеспечения в связи с диагнозом «рассеянный склероз»;

Эксперты: представители региональных органов управления здравоохранением, уполномоченных фармацевтических компаний, общественных организаций, объединяющих пациентов и их близких.

Выборочная совокупность

Пациенты – 1400 человек, имеющих право на получение дорогостоящего лекарственного обеспечения в связи с диагнозом «рассеянный склероз». Из них 1146 человек – получатели льготных лекарств по программе «7 нозологий» из 7 федеральных округов (23 субъектов РФ). В том числе 65,4% опрошенных получают льготные лекарства с 2007 года и ранее, 33,5% - с 2008 года. Две трети (62,9%) опрошенных пациентов наблюдаются в данный момент в поликлиниках по месту жительства. Около 17% респондентов наблюдаются в специализированных центрах и областных стационарах.

Эксперты - 21 человек из 7 субъектов РФ (Москвы, Санкт-Петербурга, Самарской области, Свердловской области, Хабаровского края, Новосибирской области, Ростовской области). В том числе: 9 представителей общественных организаций, 8 представителей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения,  4 представителя аптечных и фармацевтических организаций.

Сроки проведения исследования

Исследование проводилось с 1 марта по 20 мая 2009 года. Сбор информации осуществлялся в период с 15 марта по 30 апреля 2009 года.

География исследования

7 федеральных округов, 23 субъекта РФ, в том числе: г. Москва, Московская область, г.Санкт-Петербург, Самарская, Ульяновская, Оренбургская, Свердловская, Курганская, Тюменская, Челябинская, Кировская, Новосибирская, Ростовская, Саратовская и  Ивановская области, Республики Удмуртия, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашия, Республика Саха (Якутия), Хабаровский, Приморский край).

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Массированная информационная кампания вокруг программы обеспечения дорогостоящими лекарственными средствами сформировала некоторый уровень осведомленности пациентов о программе «7 нозологий» (далее - Программе). Тем не менее, почти половина пациентов – больных рассеянным склерозом (далее РС), являющихся получателями дорогостоящих ЛС, ничего о ней не знают.

Уровень информированности пациентов – больных РС сильно различается по федеральным округам. Соответственно, в территориях с низкой информированностью пациентов о правах на льготное лекарственное обеспечение имеются условия для реализации этих прав не в полном объеме.

Основными каналами получения информации о льготном лекарственном обеспечении оказались лечащие врачи и общественные организации пациентов. Остальные способы информирования являются лишь дополнительными.

Более половины пациентов – больных РС, имеющих опыт получения ЛС до 2008 года, т.е. до начала действия программы «7 нозологий», отмечают существенное улучшение ситуации с обеспечением их льготными дорогостоящими лекарствами.

Экспертные оценки также подтверждают, что принятие Программы оказало значительное влияние на повышение качества работы с лекарственным обеспечением пациентов с ресурсоемкими заболеваниями. Программа отличается проработанным механизмом и отлаженностью взаимодействия различных звеньев и является некоей «моделью» для построения работы с пациентами по другим заболеваниям.

Высокую эффективность организации льготного лекарственного обеспечения по  Программе подтверждает и практика получения лекарственных средств пациентами.

В исследовании зафиксировано, что в 2008 году со случаями отказов и задержек в получении лекарств сталкивались менее четверти опрошенных, тогда как до принятия программы это явление имело массовый характер. Случаи сокращения дозировки препарата в связи с их недостаточным количеством в аптеках оказались единичными.

В подавляющем большинстве случаев врачи с той или иной регулярностью проводят осмотр пациента перед выпиской рецепта. Тем не менее, 15,3% респондентов практически никогда не осматриваются перед выпиской новых рецептов.

Со случаями отсроченного обслуживания в аптеках в 2008 году встречалась пятая часть пациентов- больных РС. При этом в 70% случаев лекарство приходило в обозначенные аптекой сроки.  Аннулировать рецепт приходилось только 3,4% пациентов.

Покупать лекарства за собственные средства с той или иной регулярностью приходилось 8,4 % пациентов, включенных в программу дорогостоящего лекарственного обеспечения. Примерно две трети из них были вынуждены это сделать из-за сбоев в организации обеспечения ЛС. Остальные – по личным причинам.

Несмотря на проработанность механизма реализации Программы, исследование отмечает ряд пробелов в информационном сопровождении. Так, о перечне лекарств, которые выписывают по программе, о том, где эту информацию можно получить, можно ли заменить препарат в случае, если он плохо переносится пациентом, не знает более четверти пациентов с диагнозом «рассеянный склероз».

Опыт реализации Программы показал, что при ее осуществлении возникает ряд трудностей. Перечень основных сложностей, с которым сталкивается пациент – больной РС, включает:

необходимость стоять в общей очереди в поликлинике  и в аптеке, большое количество согласований для получения рецепта, удаленность аптеки, в которой можно получить лекарство, необходимость ежемесячно получать рецепт на льготное лекарство, несвоевременность поставок ЛС в аптеки, отказы в назначении лекарства и ряд других.

В число основных трудностей, названных экспертами, вошли:

- нормативно-правовая «неустойчивость» программы (ограниченность срока действия, риск сокращения федеральной статьи финансирования, «замораживание» права на ЛС на время пребывания в стационаре),

- неотработанность процедуры введения пациента в Регистр (длительность, ошибки при оформлении документов, неоперативное обновление информации),

- сбои при формировании региональных заявок на выделение ЛС (наличие определенного лимита и отсутствие предварительной информации о нем, приоритет экономии средств, отсутствие права общественных организаций пациентов на участие в подписании заявок),

- сбои в процедурах лекарственного обеспечения в регионах (непроработанность механизма формирования и «движения» регионального «листа ожидания», выделение средств без учета распространенности нозологий в территориях, накладки с доставками препаратов, ограниченность местных бюджетов в создании резерва),

- непроработанность механизмов распределения препаратов (отсутствие возможностей перераспределения лекарств между территориями внутри региона, длительность процедуры перераспределения лекарств между аптеками),

- организационные накладки с выпиской рецептов (невозможность попасть к врачу вовремя, незнание врачами порядка выписки рецептов, возможностей замены препаратов на аналоги, разница в требованиях к обозначение дозировок в рецептах, низкий уровень подготовки специалистов в поликлиниках, районных больницах),

- недоработки в организации работы с пациентами (отсутствие единой информационной базы пациентов в регионе, отсутствие специализированных центров в регионах, излишние функции по контролю за пациентами у врачей),

- плохая система информирования пациентов.

Преодоление обозначенных препятствий может быть предметом совместных усилий. Тройку лидеров рейтинга включенности различных институтов в решение проблем больных РС по организации льготного лекарственного обеспечения составили -  медучреждения, органы управления здравоохранения и социального развития и общественные организации пациентов, в т.ч. Уполномоченные Общественные Эксперты.

Уровень информированности о работе Уполномоченных Общественных Экспертов чуть ниже среднего, однако это достаточно высокий показатель для полуторагодичного срока активной работы этого института. Кроме того, пациенты, осведомленные о содержании работы УОЭ дают достаточно высокие оценки результативности его работы.

Перспективы совершенствования механизмов дорогостоящего лекарственного обеспечения лежат в рамках нескольких направлений:

- нормативно-правовое совершенствование механизмов работы Программы (принятие закона о праве на «дорогостой», расширение перечня нозологий, создание механизмов изменения перечня льготных препаратов – включения новых аналогов, сопутствующих препаратов),

- доработка организационных механизмов Программы (процедур выписки рецептов, получения лекарств пациентами, формирования Регистра),

- улучшение системы информирования пациентов (о Программе, о препаратах, об особенностях заболевания, об аптеках, об изменениях в организации и процедурах лекарственного обеспечения и пр.),

- повышение квалификации медперсонала (в вопросах особенностей течения заболеваний, этики, в процедурных и нормативно-правовых вопросах лекарственного обеспечения и пр.),

- повышение эффективности контроля за дорогостоящим лекарственным обеспечением (включение представителей общественных организаций, усиление роли медицинского экспертного совета),

- изменение системы поддержки и сопровождения пациентов (организации правовых школ для пациентов, создание системы «многопрофильных бригад» врачей для работы с пациентами, создание специализированных медицинских и реабилитационных центров).

Сведения об авторах: Власов Я.В. д.м.н., Сергеева Н.Г. к.с.н., Фомина Т.А., Чеглакова Л.М. к.с.н., Чураков М.В. к.п.н.

Центр «Социальная Механика»

www.socmech.ru

 



[1]              «Оценка качества организации медицинской помощи в Cамарской области» / Центр гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика». Самара, 2008.


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100