совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Оценка ценовой доступности жилищно-коммунальных услуг населению

Автор: А.В. Ермишина

Доклад подгтовлен в рамках проекта "Доступность коммунальных услуг: приоритеты социальной политики", осуществленного Центром технологизации региональной и муниципальной деятельности Института экономики внешнеэкономических связей ЮФУ в партнерстве с Ростовской ассоциацией товариществ собственников жилья (президент – С.А. Атаманенко), с участием Центра прикладных социологических исследований Педагогического института ЮФУ (к.с.н. Л.В. Клименко) при поддержке Программы развития гражданского общества «Диалог» (IREX).

Социальные проблемы, возникающие в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) связаны, прежде всего, с ценовой доступностью этих благ. Главным императивом реформирования жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) является обеспечения безубыточности отрасли за счет постепенного повышения тарифов на ЖКУ. Между тем значительное повышение расходов домохозяйств на жилищные и коммунальные услуги как частные блага вступает в противоречие с принципом ценовой доступности этих услуг как социально значимых благ, что ведет к обострению социальной напряженности и повышению степени конфликтности в обществе.

Цель исследования заключается в оценке уровня ценовой доступности жилищных и коммунальных услуг, которая позволяет определить, какие группы населения и в какой форме нуждаются в социальной поддержке при обеспечении и оплате ЖКУ в настоящее время.

Объектом исследования являются домохозяйства, проживающие в многоквартирных домах в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области.

Исследование включает следующие программные вопросы:

1. Определение уровня ценовой доступности жилищно-коммунальных услуг различным группам домохозяйств.

2. Выявление групп домохозяйств, нуждающихся в социальной поддержке, а также степени и форм этой поддержки.

3. Критериальный анализ форм социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

4. Определение уровня информированности граждан о возможностях и формах общественного участия в формировании социальной политики в сфере жилищно-коммунального комплекса.

5. Выявление потребности товариществ собственников жилья в поддержке со стороны государства в решении социальных проблем собственников жилья, определение объемов и формы необходимой поддержки.

Анализ теоретического материала по теме исследования  позволил определить для проверки следующие основные гипотезы:

1) уровень ценовой доступности стандартного набора ЖКУ составляет не более 10-15% общего дохода домохозяйства;

2) для большинства населения расходы на оплату ЖКУ являются слишком высокими, т.е. в социальной поддержке при оплате ЖКУ нуждается большинство граждан;

3) существующая система социальной поддержки при оплате ЖКУ – жилищные льготы и субсидии -  соответствует потребностям отдельных групп домохозяйств с расходами на оплату ЖКУ более 30% дохода, и не соответствует потребностям других групп с пограничным уровнем расходов на ЖКУ или не имеющих право на  субсидии по другим причинам;

4) рост расходов домохозяйств на оплату ЖКУ является причиной обострения социальной напряженности в обществе, провоцирует граждан на участие в протестных мероприятиях;

5) низкий  уровень информированности о возможностях и формах общественного участия в формировании социальной политики в сфере ЖКК является основным препятствием формирования активной позиции гражданина-потребителя ЖКУ;

6) ряд социальных проблем в сфере жизнеобеспечения  могут быть решены непосредственно самими жителями многоквартирных домов за счет самоорганизации в ТСЖ и поиска новых источников финансирования, связанных с применением ресурсосберегающих технологий и повышением капитализации имущества. Однако существуют проблемы, в решении которых товарищества собственников жилья нуждаются в прямой (финансовой и нефинансовой) или косвенной поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Эмпирические данные для анализа в ходе исследования получены главным образом за счет опроса жителей многоквартирных домов, председателей товариществ собственников жилья и специалистов органов муниципального самоуправления, отвечающих за жилищно-коммунальное хозяйство муниципальных образований Ростовской области.

Управляющим ТСЖ и работникам муниципального образования были заданы одни и те же вопросы относительно доли жителей многоквартирных домов, для которых существующий уровень оплаты ЖКУ является слишком высоким,  причин, влияющих на снижение собираемости оплаты за ЖКУ, и самой болезненной , по их мнению, проблемы ЖКХ.

В результате опроса выяснилось, что, по оценкам большинства управляющих ТСЖ (54%), уровень оплаты за ЖКУ является слишком высоким не более, чем для 20% жителей МКД. Из них 21% считают, что доля тех, для кого услуги ЖКХ находятся на грани ценовой доступности составляет не более 10%.

Работники муниципальных органов самоуправления оценивают ситуацию с оплатой ЖКУ более пессимистично. Около 51% считают, что  уровень оплаты за ЖКУ является слишком высоким для более, чем 30% жителей муниципальных образований Ростовской области.  77% оценивают долю жителей с низкими доходами для оплаты ЖКУ в более чем 20%.

Только 33% управляющих ТСЖ и 22% работников органов МСУ связывают снижение собираемости платежей за ЖКУ с повышение тарифов на жилищные и коммунальные услуги. По мнению 41% работников ТСЖ  снижение собираемости объясняется низкой дисциплиной плательщиков,  а 40% работников органов МСУ подчеркивают высокую стоимость ЖКУ в сравнении с их низким качеством.

В оценке самой болезненной проблемы жилищно-коммунального комплекса управляющие ТСЖ (46%) и работники органов МСУ(49%) солидарны - это качество ЖКУ. Повышение тарифов лишь 35% управляющих и 22% муниципальных служащих назвали самой болезненной проблемой ЖКХ.

В целом, более оптимистические оценки уровня ценовой доступности жилищных и коммунальных услуг для населения председателей ТСЖ в сравнении с работниками органами МСУ объясняются тем фактом, что работники ТСЖ лучше знают жильцов своих домов, их доходы и имущественное состояние,  чем муниципальные служащие, которые в основном имеют дело с гражданами, нуждающимися в социальной поддержке.

С помощью массового опроса жителей многоквартирных домов предполагалось выявить уровень ценовой доступности ЖКУ и характер потребностей населения в социальной поддержке, определить влияние увеличения расходов граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг на уровень социальной напряженности, а также изучить уровень информированности городских жителей о возможностях и формах общественного участия в формировании социальной политики в сфере ЖКК.

Эмпирические замеры социологического опроса показали, что из нынешних проблем в сфере ЖКУ самой болезненной для основной массы опрошенных является высокая стоимость жилищных и коммунальных услуг (46,8%) и несоответствие высокой стоимости ЖКУ их низкому качеству (26,6%).

Предварительные результаты исследования фиксируют, что для большинства населения расходы на оплату ЖКУ являются слишком высокими. Только у третьей части респондентов расходы на оплату жилищных и коммунальных услуг не превышает 15% от общего дохода домохозяйства. Для четвёртой доли горожан, принявших участие в опросе, это показатель доходит до 20%. Ещё пятая часть опрошенных указывает, что уровень ценовой доступности стандартного набора ЖКУ для них составляет от 20 до 30% от совокупного дохода семьи. Остальное население (17,5%) тратит на оплату ЖКУ свыше 30% от общего бюджета домохозяйства.

В то же время, желаемый и безболезненный уровень оплаты ЖКУ, по мнению подавляющего большинства опрошенных (86,4%) не должен быть больше 15% от  совокупного дохода семьи. А более половины респондентов (66,7%) указывают, что данный показатель не должен превышать 10% порог.

Соответственно, 41,4% жителей города, принявших участие в опросе, демонстрируют потребность в получении субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг, половина из которых в ней нуждается очень сильно (19,6%). Между тем,  среди доминирующих причин того, что данная часть респондентов не включена в систему социальной поддержки, чаще всего называются два обстоятельства: их доходы превышают установленный минимум (44,4%) и недостаток времени на оформление субсидии (38,9%).

С другой стороны, из числа того сегмента опрошенных, которым социальная поддержка оказывается, более двух третьих респондентов указывают, что существующей величины подобных льгот и субсидий им не достаточно для решения проблем с оплатой ЖКУ. Однако, ни первая, ни вторая категория граждан не ориентирована на сокращение площади или комфортности собственного жилья с целью сокращения расходов на оплату ЖКУ.

Ответы респондентов на открытый вопрос о том, какие жилищно-коммунальные проблемы  могут побудить к личным усилиям по их решению демонстрируют, что основная часть ростовчан  активизируется в случае наличия аварийных ситуаций (31,4%), повышения тарифов на оплату ЖКУ (20,0%) и оказание некачественных жилищно-коммунальных услуг (17,1%).

Количественные результаты проводимого исследования также фиксируют, что проективные установки респондентов на ситуацию роста расходов по оплате ЖКУ и снижения качества данных услуг, характеризуются нарастанием степени социальной ответственности населения через повышение активности личного участия в управлении домом. (См. табл. 1.1). Вместе с тем, достаточно выраженной является и ориентация на отстаивание своих интересов путём обращения с жалобами в различные инстанции: во властные и судебные структуры, в общественные организации, в управление ТСЖ, в СМИ. Нацеленность на неконструктивные протестные действия (полный или частичный отказ от оплаты) проявляется несколько реже, и, преимущественно, в ситуации снижения качества жилищно-коммунальных услуг (табл. 1.1.).


 

Таблица 1.1 - Частотные распределения ответов респондентов по переменным:  «Укажите, как Вы поступите в случае повышения тарифов и снижения качества  ЖКУ?» (в % от всего массива опрошенных)[1]

Варианты действий

Повышение

тарифов

Снижение

качества ЖКУ

Скорее да

Скорее нет

Скорее да

Скорее нет

1

Активизировать свое участие в управлении домом

74,6

25,4

87,7

12,3

2

Полностью отказаться от оплаты услуг

19,2

80,8

49,0

51,0

3

Частично отказаться от оплаты услуг

32,7

67,3

57,1

42,9

4

Обратиться за субсидией на оплату ЖКУ и/или дополнительной субсидией по бедности

51,9

48,1

31,3

68,8

5

Обращаться с жалобами в управляющую организацию/председателю ТСЖ

63,6

36,4

75,0

25,0

6

Обращаться в органы власти с жалобами

66,7

33,3

65,3

34,7

7

Обращаться в СМИ (газеты, ТВ) с жалобами

61,1

38,9

68,6

31,4

8

Подавать исковые заявления  в судебные органы

54,0

46,0

69,4

30,6

9

Участвовать в общественных организациях по защите своих прав

68,6

31,4

59,6

40,4

10

Участвовать в политических митингах и демонстрациях

26,4

73,6

24,5

75,5

11

Ничего не буду делать

37,3

62,7

30,8

69,2

 

Кроме того, в ходе анализа эмпирических данных весь массив проинтервьюированного населения был сегментирован на группы респондентов по критерию степени нуждаемости в жилищных субсидиях[2]. Сравнительное изучение ответов данных категорий горожан, а также вычисление и  анализ коэффициентов корреляции[3] показывает, что первый сегмент опрошенных, указывающий на потребность в оказании им социальной поддержки, в большей степени ориентирован на участие в разного рода протестных мероприятиях. Тогда как представителям второй группы скорее присуща индифферентная позиция (табл. 1.2).

Таблица 1.2 - Перекрестные распределения ответов групп респондентов, ответивших «скорее да» в следующих случаях:[4]

Текст ответа

Нуждаются в субсидиях

Не нуждаются в субсидиях

всего

1

Частично отказаться от оплаты услуг в случае повышения тарифов на ЖКУ

64,7

35,3

100,0

2

Участвовать в политических митингах и демонстрациях в случае повышения тарифов на ЖКУ

66,7

33,3

100,0

3

Ничего не буду делать в случае повышения тарифов на ЖКУ

36,8

63,2

100,0

4

Ничего не буду делать в случае снижения качества  ЖКУ

18,8

81,3

100,0

        

Дифференцированный анализ подгрупп опрошенных, выделенных на основании величины их расходов на оплату ЖКУ, демонстрирует, что склонны полностью отказаться от оплаты в случае повышения тарифов тот сегмент населения, который тратит на это свыше 30% общего бюджета семьи. Выражают готовность в подобной ситуации лишь частично оплачивать ЖКУ уже представители двух подгрупп – с уровнем ценовой доступности стандартного набора услуг в 20-30%  и свыше  30%. Выявляется также, что категория жильцов с расходами на жилищно-коммунальные услуги от 10% до 20% от совокупного дохода домовладения, в этих условиях в большей степени ориентирована на проявление инициативности и ответственности в решении проблем жилищно-коммунальной сферы (табл. 1.3).

Таблица 1.3 - Перекрестные распределения ответов групп респондентов, ответивших «скорее да»[5]

Текст ответа

Расходы на оплату ЖКУ

до 10%

От 10 %

до 20%

от 20%

до 30%

свыше 30%

всего

1

Полностью отказаться от оплаты услуг в случае повышения тарифов на ЖКУ

-

22,2

22,2

55,6

100,0

2

Частично отказаться от оплаты услуг в случае повышения тарифов на ЖКУ

12,5

37,5

12,5

37,5

100,0

3

Активизировать свое участие в управлении домом в случае повышения тарифов на ЖКУ

22,2

42,2

20,0

15,6

100,0

4

Активизировать свое участие в управлении домом в случае снижения качества  ЖКУ

26,7

46,7

15,6

11,1

100,0

        

Обозначенная разница в установках опрошенных на степень личного участия и ответственности в решении жилищно-коммунальных проблем проявляется и в амбивалентности полученных результатов в ответах на другой блок вопросов социологического инструментария. С одной стороны, более 90% горожан, принявших участие в исследовании, выразили своё согласие с утверждением о том, что жильцы сами должны активно участвовать в управлении своим домом. С другой стороны, достаточно выраженной является и ориентация на патернализм в управлении и финансовом обеспечении ЖКХ, когда эффективность и слаженность функционирования этой сферы зависит от участия государства (69,3%). (См. табл. 1.4.).

Таблица 1.4 - Частотные распределения ответов респондентов по переменным: «Укажите своё отношение к каждому из приведённых ниже утверждений» (в % от всего массива опрошенных)

 

Скорее согласен

Скорее  не согласен

1

Нужно сдерживать рост тарифов на ЖКУ, даже если это будет в ущерб их качеству.

48,6

51,4

2

Жильцам необходимо самостоятельно действовать в случае нарушения прав потребителей

89,2

10,8

3

Нужно вкладывать собственные дополнительные средства в капитальный ремонт общедомового имущества (крыши, подъездов, разводки в подвале и т.д.).

61,3

38,7

4

Жильцам необходимо самостоятельно переводить дома на автономные системы отопления, внедрять новые коммунальные технологии с целью экономии ресурсов и повышения комфортности

60,6

39,4

5

Нужно повысить качество ЖКУ даже ценой повышения тарифов.

30,1

69,9

6

Решение жилищно-коммунальных проблем в большей степени  зависит от участия государства в управлении и финансовом обеспечении ЖКХ.

69,3

29,3

7

Городские и федеральные власти должны заботиться о состоянии моего дома и управлять нашим общим имуществом

53,9

46,1

8

 Жильцы сами должны активно участвовать в управлении своим домом (в организации/управлении ТСЖ, выборе управляющей компании, составлении договора управления, контроле исполнения договоров и т.д.).

94,6

5,4

9

 Тарифы и качество жилищно-коммунальных услуг напрямую зависят от наличия благоприятных условий для бизнеса в сфере ЖКХ

71,0

29,0

 

В ходе реализации исследования был выявлен крайне низкий  уровень информированности населения о возможностях и формах общественного участия в формировании социальной политики в сфере ЖКК. 81,6% опрошенных отметили, что они не могут ничего сказать по этому поводу. Возможность влияния на жилищно-коммунальную сферу через СМИ указывают 8,0% респондентов, путём создания ТСЖ - 6,9%, через судебные инстанции – 2,3%. (табл. 2.9).  А выбор горожанами наиболее приемлемых форм воздействия на социальную политику в данной области из предложенного спектра вариантов ответов показывает, что до пятой части респондентов выказывают желание быть задействованными в публичных или общественных слушаниях по вопросам ЖКХ. В тоже время более половины опрошенных не испытывают желания принимать личное участие в подобного рода гражданских инициативах.

 

Таким образом, для большинства населения расходы на оплату ЖКУ являются слишком высокими (46,8%), 41,4% респондентов нуждаются в  субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг, половина из них - нуждается очень сильно (19,6%). Основными причины неполучения субсидии нуждающиеся в ней называют превышение установленного минимума доходов (44,4%) и недостаток времени на оформление субсидии (38,9%).  Из имеющих льготы по оплате ЖКУ или получающих субсидии 2/3 респондентов указывают, что льгот и субсидий им не достаточно для решения проблем с оплатой ЖКУ. При этом, однако, граждане не ориентированы на сокращение площади или комфортности собственного жилья с целью сокращения расходов на оплату ЖКУ.

Рост расходов на оплату ЖКУ и снижение их качества способствуют нарастанию степени социальной ответственности через повышение активности личного участия в управлении домом. Граждане с расходами на ЖКУ от 10% до 20% от общего дохода в большей степени ориентирована на проявление инициативности и ответственности в решении ЖК проблем.

Одновременно сохраняется ориентация на отстаивание своих интересов путём обращения с жалобами в различные инстанции. Склонны отказаться от оплаты за ЖКУ в случае повышения тарифов граждане, которые тратят на оплату ЖКУ свыше 30% общего бюджета семьи. Нуждающиеся в социальной поддержке в большей степени ориентированы на участие в протестных мероприятиях. 

Более 90% респондентов считают, что жильцы сами должны активно участвовать в управлении своим домом. Но при этом 69,3% считают, что эффективность и слаженность функционирования ЖКХ зависит от участия государства.

Выявлен крайне низкий  уровень информированности населения о возможностях и формах общественного участия в формировании социальной политики в сфере ЖКК. И более половины опрошенных не  испытывают желания принимать личное участие в подобного рода гражданских инициативах.

 

Выводы и рекомендации

 

Таким образом, новый этап реформирования жилищно-коммунального комплекса сопровождается снижением ценовой доступности жилищно-коммунальных услуг.

Однако результаты исследования показали, что первой причиной неполной собираемости платежей за ЖКУ является не повышение тарифов,  а низкая дисциплина плательщиков в ответ на некачественное исполнение предприятиями ЖКХ своих обязательств перед населением. Следовательно, одним из путей увеличения собираемости платежей за ЖКУ является повышение ответственности управляющих компаний (УК) и организаций коммунального комплекса (ОКК) за качество  ЖКУ. Гарантами ответственности УК и ОКК и качества ЖКУ являются муниципальные органы власти (ОМСУ), т.к. организация предоставления ЖКУ входит в состав их полномочий. Для ОМСУ разрабатываются рекомендации по организации системы эффективного контроля исполнения договоров в сфере ЖКУ.     

 

Очень медленно происходит понимание гражданами необходимости личного участия в решении многих жилищных проблем, влияния на социальную политику в сфере ЖКК. Результаты исследования свидетельствуют, что степень общественного контроля в сфере предоставления ЖКУ как локальных общественных благ далека от необходимой. В настоящее время отсутствует критическая масса потребителей жилищно-коммунальных услуг для самостоятельного принятия решений по управлению многоквартирными домами и организации общественного контроля за деятельностью коммунальных предприятий и органов тарифного регулирования.  

Необходимо, улучшение условий взаимодействия всех участников сферы ЖКУ, что приведет как к повышению эффективности самой отрасли, так и к снижению социальной напряженности в данной сфере. Прежде всего требуются технологии согласования интересов всех участников  в сфере ЖКУ.

 

Снижение социальной напряженности в сфере ЖКУ возможно в результате усиления влияния населения на формирование социально-экономической политики развития городского хозяйства. В настоящее время разрабатываются рекомендации для органов МСУ по вовлечению населения в этот процесс.

Вовлечение населения в процесс формирования социальной политики в сфере ЖКХ возможно на основе идентификации общих интересов власти и потребителей услуг отрасли, которые и будут служить отправной точкой развития сотрудничества. Следовательно, в состав рекомендаций по формированию социальной политики в сфере ЖКУ должны быть включены механизмы  консолидации заинтересованных групп на базе общих интересов.

 

Результаты исследования свидетельствуют, что уровень информированности граждан о деятельности органов власти не всегда достаточен, а источники информации не всегда надежны.

В частности, распределение средств городского бюджета на капитальный ремонт в Ростове-на-Дону в настоящее время осуществляется без обозначения ясных критериев. По итогам семинара, проведенного партнерством проекта для председателей ТСЖ и УК, было подготовлено письмо к Мэру г. Ростова-на-Дону с требованием обеспечения прозрачности при распределении средств городского бюджета на капительный ремонт многоквартирных домов.

В состав рекомендаций проекта будут включены положения, относительно формирования надежной системы информирования, а также обеспечения обратной связи.

 

Участие населения в формировании социальной политики в сфере ЖКХ проявляется также в разработке изменений и дополнений в нормативные и законодательные акты, регулирующие отношения в сфере ЖКУ. В ходе проекта были разработаны предложения по внесению поправок в Положение о  предоставлении бюджетных субсидий для проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденное Мэром г. Ростова-на-Дону (Постановление №1 от 10.07.2007 г.)

 

Исследование показало, что уровень информированности граждан об условиях доступности социальных программ в области получения и оплаты услуг ЖКХ недостаточен. В настоящее время разрабатываются рекомендации по повышению информированности населения об этих программах.



[1] Здесь и далее приводятся процентные показатели наблюдаемой частоты ответов. В случаях, когда переменная предполагает многовариантную шкалу, т.е., респонденту предоставляется возможность отметить несколько вариантов ответов,  общая сумма процентных распределений превышает обычный сто процентный порог.

[2] В первую группу вошли те респонденты, которые на вопрос «Нуждаетесь ли Вы в субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг» ответили «Да, очень сильно» и «Скорее да, чем нет» (42,4% от всего массива опрошенных). Вторую группу составили ответившие на данный вопрос «Скорее нет, чем да» и «Нет, не нуждаюсь» (57,5% соответственно).

[3] Особенности использования математических методов перекрёстной верификации социологических данных, и применяемый в данном случае расчет коэффициентов связи возможен для определённого типа переменных – тех, которые являются номинальными или метрическими. В данном случае возможно применение следующих мер корреляции: Хи-квадрата Пирсона, Крамера, Фи и Лямбда.

 

[4] Для анализа были выбраны те позиции, по которым фиксируется наличие значимой корреляции (соответствующие показатели доверительных интервалов). 

[5] Тоже.

 

 

Сведения об авторе: А.В. Ермишина, к.э.н,  Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

 

См. также: Доступность коммунальных услуг: приоритеты социальной политики


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100