совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Обзор Программы требований по отчетности НПО

Международный Центр некоммерческого права

1126 16th Street, NW, Suite 400

Washington, DC 20036

(202) 452-8600

(202) 452-8555 (fax)

E-mail: nbourj@icnl.org

www.icnl.org

Фабриc Саплиссон, МЦНП

В предложенном обзоре мы рассмотрим те случаи в международной практике, когда от некоммерческих организаций (НПО ) обычно требуется предоставление отчетности правительствам, включая те ситуации, когда им представляются налоговые или иные привилегии, правительственное финансирование; когда проводимая ими деятельность предполагает получение особого лицензирования (например, при оказании медицинских услуг), или при проведении некой специфической деятельности, которая предполагает особые требования по отчетности.

Отчетность, несомненно, является важным аспектом деятельности НПО, поскольку благодаря ней общество, рассматриваемое и в качестве источника финансирования, и в качестве бенефициария, понимает суть деятельности НПО. Ни коммерческий сектор, ни граждане не будут стремиться поддерживать организацию, о которой ничего не известно. В то же время, отчетность – это всегда обуза для какой-либо организации. В международной практике законы поощряют открытость НПО по отношению к общественности. В то же время, требования, установленные законом, должны соотноситься и быть пропорциональными привилегиям, полученным организацией (налоговым скидкам, особому лицензированию, правительственному финансированию, и т.д.).

Согласно Статье 32 российского Федерального Закона «О некоммерческих организациях (далее российский Закон о НКО):

“3. Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации». Таким образом, складывается впечатление, что  российский Закон о НКО требует от всех НКО, независимо от получения ними каких-либо льгот или правительственного финансирования, подачу подробной   отчетности.   

В данной работе мы сначала рассмотрим те типы требований по отчетности, которые могут предъявляться к НПО. Затем можно будет определить, чьи интересы призваны защитить требования по отчетности. В итоге мы рассмотрим существование общих требований по отчетности в отношении программ и видов деятельности, аналогичных требованию по отчетности, предписываемых согласно российскому Закону о НКО, то есть в отрыве от каких-либо привилегий, правительственного финансирования или особых видов деятельности НПО. Мы рассмотрим требования по отчетности, применимые к НПО, обладающим статусом юридического лица. Мы не будем рассматривать другие, не относящиеся к общей отчетности, документы, подаваемые в госучреждения, такие, как документацию, требуемую для регистрации или перерегистрации юридических лиц, включая изменения, вносимые в учредительные документы.   

§1
Типы отчетности и подаваемых документов

Типы отчетов и прочих подаваемых документов могут сильно отличаться в разных юрисдикциях. Эти типы отчетов и подаваемой документации можно классифицировать нижеследующим образом:

A) Налоговая отчетность

От большинства НПО, равно, как и от всех прочих юридических лиц, требуется предоставление отчетности о финансовой деятельности в разрезе того, как это рассматривается налогообложением. Важно отметить, что НПО, обладающие особыми налоговыми привилегиями, обычно подвергаются более плотному рассмотрению. Например, так называемые «благотворительные» или «общественно полезные» организации, обладающие самым предпочтительным привилегированным статусом налогообложения по сравнению с прочими НПО, помимо обычной финансовой отчетности, должны предоставлять описательный отчет о своей деятельности (например, Форма 990 в США). В то же время на НПО распространяются те же правила и исключения в отношении налоговой отчетности, что и на коммерческие организации. Например, им обычно предоставляется выбор, хотят ли они платить налоги и, соответственно, подавать налоговую отчетность в рамках упрощенной системы налогообложения, которая обычно распространяется на малый бизнес, или же предпочитают отчитываться в рамках «обычной» системы. В некоторых случаях НПО предоставляется право отчитываться согласно упрощенных правил по сравнению с коммерческими фирмами. Например, в США, освобожденные от уплаты федерального подоходного налога организации (согласно параграфу  (501(c)(3) Налогового Кодекса), чей общий годовой доход составил менее $100,000, а сумма активов не превышает $250,000, в конце года заполняют и подают лишь упрощенную информационную форму (Форма 990-EZ). В Бразилии, освобожденные от налогообложения организации подают лишь простую декларацию о том, что на них распространяется освобождение от уплаты налогов.    

B) Финансовая отчетность

В ряде случаев, наряду с налоговой отчетностью, требуется и финансовая отчетность. Например, от НПО может требоваться то, чтобы ее финансовые отчеты проходили аудит у независимого аудитора (напр,, во Франции общественные объединения, получающие свыше ?150,000 в виде государственного финансирования в год, должны вести платежный баланс и отчетность согласно особой бухгалтерской нормы; при этом вся эта бухгалтерская документация должно проходить аудит у лицензированного профессионального аудитора). Требование о проведении аудита финансовой отчетности может быть связано и с размером организации (напр., в Бельгии подобные требования распространяются на общественные объединения или фонды, в которых постоянно работает свыше определенного количества сотрудников, или оборот которых превышает определенную суму. Подобные требования могут также предъявляться согласно различным законодательствам и к НПО определенного размера, ведущим экономическую деятельность).

C) Программная (плановая) отчетность

Просим заметить, что ни в одной из стран, по которым мы делали обзор для данной работы, мы не нашли общих требований по отчетности НПО госорганам или какому-либо руководящему учреждению, если это не связано с налоговыми привилегиями, предоставлению государственного финансирования или организации кампаний по сбору средств.  

D) Отчетность по сбору средств (фандрейзингу)

В странах, где НПО зачастую проводят сбор средств в обществе, могут существовать положения законов и правила, требующие подачу отчетности, целью которой является поощрение информированной благотворительности и профилактика злоупотреблений собранными средствами. Подобная отчетность предполагает информацию для регулирования обращений о сборе средств и может, также, включать данные касательно планов проведения национальных кампаний по сбору средств (напр., во Франции), данные о привлечении профессионалов-фандрейзеров (напр., в США), информацию касательно себестоимости проведения кампании и ее административных расходах (напр., в Канаде), информацию о лицензировании (напр., в Великобритании) и подачу заявки на проведение определенного типа сбора средств, например, лотереи или сборов на улицах (напр., в Ирландии).

E) Прочая отчетность. 

От НПО также могут требовать предоставление прочей отчетности, связанной с предметом их деятельности, например, в случаях, когда данная деятельность связана с таможенными процедурами, валютными трансакциями, с деятельностью, которая обычно предполагает получение специальных лицензий, и т.д.  

Некоторые типы подачи информации при наличии особых обстоятельств могут помочь правительственным органам в деле защита общественной безопасности. Например, в условиях наличия проблем, связанных с коррупцией, отмыванием денег и контрабанды, правительства могут обязать НПО и прочие организации, ведущие деятельность заграницей, отчитываться об определенных валютных трансакциях или импорте определенного товара. Кроме того, среди клиентов, которым предоставляют услуги НПО, может находиться особо ранимая часть населения, нуждающаяся в особых мерах защиты. Например, при предоставлении НПО услуг детям, людям преклонного возраста, больным и инвалидам, правительство может требовать особую отчетность касательно различных аспектов предоставляемых услуг. Во многих подобных ситуациях, однако, требования об отчетности не распространяются исключительно на НПО; они одинаково применимы ко всем организациям, предоставляющим услуги, подлежащие регулированию. Соответственно, положения об отчетности по подобным моментам обычно прописываются не в законах об НПО, а в законах, применимых ко всем организациям, занимающимся деятельностью, подлежащей регулированию.

§2
Интересы, защищаемые требованиями об отчетности

Существуют различные основания для установления требований о финансовой и прочей отчетности НКО. Главным образом отчетность перед госучреждениями призвана служить профилактике злоупотреблений налоговыми привилегиями, средствами, предоставленными государством или полученными в результате сбора средств в обществе. Кроме того, существуют соображения безопасности (напр., при проведении деятельности, подлежащей лицензированию, такой, как медицинские услуги или уход за детьми). Следует при этом не забывать, что подобная защита интересов не связана непосредственно лишь с НПО или каким-либо другим типом организаций. Посему, многие правила, призванные защищать, к примеру, общественные интересы, применимы ко всем организациям и частным лицам, включая и НПО. 

Важно отметить, что любой вид отчетности предполагает расход времени и денег – не только для НПО, но и для госучреждений. Невелик смысл в информации, полученной в результате подачи отчетности, если ее никто не обрабатывает, или если нет возможности реагировать при обнаружении нарушений. Правительство должно иметь четкие цели в плане того, чего оно хочет достичь установлением требований по отчетности НПО. Достижение подобных целей послужит оправданием правительственных расходов на предоставление требований по отчетности и обработку подаваемых данных.  

Особое внимание следует уделить требованиям об отчетности в случаях получения организацией государственного финансирования. Естественно, правительство, призванное охранять средства налогоплательщиков, несет ответственность за отчетность в использовании общественных ресурсов и посему вправе накладывать любые требования по отчетности на реципиентов государственного финансирования. (В определенных обстоятельствах, реципиент также должен обладать свободой выбора, принимать ли ему государственное финансирование).   

§3
Обзор требований по отчетности по программам и видам деятельности в Европе

Как мы уже упоминали в начале обзора, общее положение Закона Российской Федерации накладывает требования по отчетности на все НКО.

В таблице ниже мы сравниваем наличие требований об отчетности НПО в некоторых странах Центральной и Восточной Европы, принявших законы об НПО, а также в ряде стран Западной Европы. Это лишь общий обзор и мы не претендуем на какую-либо полноту или на то, что может служить исчерпывающей справочной информацией по законам какой-либо отдельно взятой страны. Большинство из рассматриваемых государств установили определенную форму отчетности НПО в связи со статусом «общественной полезности» или государственным финансированием, или даже размером организации. Мы фокусировались на законах о НПО, устанавливающих широкое правовое поле для их деятельности, в какой бы форме это не формулировалось, скажем, к примеру, Закон о некоммерческих организациях Российской Федерации.

Страна

Требования по отчетности по программам и видам деятельности согласно положениям закона о НПО

Рассмотренные правовые источники

БЕЛЬГИЯ

Нет

Закон (с поправками) от 27 июня 1921 о Некоммерческих объединениях международных объединениях и благотворительных фондах

БОЛГАРИЯ

Нет

- Закон о некоммерческих юрлицах от 6 октября 2000

ХОРВАТИЯ

Нет

- Закон об общественных объединениях (2001)

- Закон об общественных организациях и объединениях граждан (2006)

ФРАНЦИЯ

Нет

- Закон от 1 июля 1901 об общественных объединениях и соответствующий декрет от 16 августа 1901

ГЕРМАНИЯ

Нет

Гражданский Кодекс ФРГ

ВЕНГРИЯ

Нет

- Закон об общественных объединениях от 1989

- Часть IV, раздел 1959 Гражданского Кодекса Венгрии

ЛАТВИЯ

Нет

 

Нет

 

 

Нет

- Закон о НКО (1993)

- Закон об общественных организациях их ассоциациях (1999); Закон об общественных объединениях и благотворительных фондах (2003)

РУМЫНИЯ

Нет

- Закон об общественных объединениях и благотворительных фондах (2006)

- Указ # 26 о общественных объединениях и благотворительных фондах

- Указ # 37 о внесении изменений и дополнений в Указ # 26 (2003)

 

ПОЛЬША

Нет

- Закон об общественных объединениях от 7 апреля 1989 г.

Этот обзор был подготовлен благодаря финансовой поддержке Агентства по международному развитию США, грантовая программа GEG-A-00-01-00005-00.

 


1 Термин «НПО» используется как общий для всех типов организаций, ведущих свою деятельность на некоммерческой основе, и в рамках данной статьи он соответствует русскому термину «некоммерческая организация».

2 Общественные объединения должны ежегодно предоставлять отчет согласно Закону о бухгалтерском учете и другим регуляторным актам. Отчет предоставляется в налоговое ведомство и в регистрирующий орган (раздел 52 Закона).

Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100