совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

О рубрике

Данный раздел посвящен роли некоммерческих организаций в социальной политике. Мы будем стремиться к тому, чтобы материалы, размещаемые в этом разделе, не только более полно рассказывали о вкладе российских НКО в решение социальных проблем, не только обобщали информацию об основных успехах и проблемах НКО в этом контексте, но и стимулировали дискуссию между различными представителями НКО, а также между НКО и исследователями о роли некоммерческого сектора в формировании и реализации социальной политики в России.

По замыслу авторов проекта, раздел призван способствовать усилению влияния некоммерческих и исследовательских организаций на государственную социальную политику через развитие активных форм взаимодействия между ними. С этой целью редакторы раздела будут поддерживать любые дискуссии в рамках обозначенного проблемного поля (от обсуждения материалов, размещенных на сайте, до постановки новых актуальных проблем). Выявленные в результате дискуссий, наиболее интересные темы станут предметом следующих тематических подборок.

Редакция раздела планирует регулярно представлять Вашему вниманию краткие обзоры представленных материалов и обозначать некоторые интересные, с нашей точки зрения, темы для дискуссий. Разумеется, эти темы могут быть расширены и изменены в соответствии с интересами аудитории раздела.

Мы выражаем признательность всем авторам и изданиям, давшим свое согласие на размещение материалов на страницах раздела.

Ведущая рубрики – Л. Тарадина

__________________________________________________________

Предлагаем вниманию читателей

Некоммерческий сектор – это «срединный путь между
надеждой только на рынок, либо только на государство».

(Salamon, Lester M. The New Emerging Sector. Johns Hopkins University Press, 1990)

Известный американский социолог Питер Друкер четко сформулировал различие ролей между тремя секторами (государство, бизнес, общество) и обозначил особую миссию НКО: "Задача государства – разрабатывать правила и вводить их в действие силой закона, бизнеса – зарабатывать деньги. Задача организаций социального сектора – способствовать здоровью и благополучию человека... Эти организации служат еще одной, не менее важной цели. Они пробуждают чувство гражданской ответственности. Все, что мы можем делать в качестве граждан – это голосовать один раз в несколько лет и регулярно платить налоги. Участвуя в работе организаций социального сектора, можно внести в такое положение вещей определенные коррективы". Анализу того, как на сегодняшний день обстоят дела с разграничением полномочий и распределением функций посвящена первая подборка материалов нашего раздела.

Первую подборку материалов открывает интервью с руководителем Программы развития гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС Крисом Кавано «Развитие российских НКО глазами американца: включенное наблюдение». Крис Кавано хорошо говорит по-русски, и много лет провел в России, в том числе имеет большой опыт работы с некоммерческими организациями в различных регионах России. Интервью было дано руководителю проекта «Создание Информационно-аналитической площадки для взаимодействия исследователей социальной политики и НКО» Александре Московской в декабре 2006 г. Г-н Кавано в целом положительно оценил сдвиги, произошедшие в положении и функционировании российских НКО по сравнению с серединой 90-х годов. Едва ли не единственное негативное изменение, отмеченное им за эти годы – сформировавшееся предубеждение российского государства по отношению к иностранным донорам, негативно сказывающееся на отношении государства к некоммерческому сектору в целом. Такое отношение обусловлено двумя мотивами. Во-первых, экономически окрепшая Россия тем самым возражает против снисходительного отношения, которое иногда сопутствует политике оказания донорской помощи. Во-вторых, стремление России к политическому самоутверждению на международной арене делает неприемлемым принятие помощи «на условиях», которое так же характерно для практики оказания помощи странам, испытывающим экономические трудности, и опыт России 90-х годов – тому подтверждение. Вместе с тем К. Кавано уверен, что некоммерческому сектору России до сих пор нужна донорская помощь. Это связано с тем, что российские НКО все еще не имеют достаточного финансирования из внутренних источников. В интервью анализируются различные проблемы развития российских НКО, роль некоммерческого сектора в системе социальной защиты населения, закономерности эволюции НКО в России и США.

По мнению К. Кавано, объединение различных «полевых НКО», занимающихся социальной работой, для продвижения интересов своих целевых групп начнется только тогда, когда они смогут «прикрыть базовый уровень», т.е. получат достаточное количество финансовых и человеческих ресурсов для реализации тех задач, ради которых они создавались. Он уверен, что проект и портал «Socpolitika.ru» будут способствовать укреплению профессиональной базы НКО и развитию диалога НКО и власти при участии экспертного сообщества.

«Практика привлечения НКО для реализации социальных проектов по заказу бизнеса и власти» в регионах России обсуждается в статье ведущего научного сотрудника института социологии РАН Аллы Чириковой «НКО: появится ли в России новый игрок на поле социальной политики» (статья написана специально для нашего портала). Анализируя закономерности развития партнерского взаимодействия между представителями региональных властей, бизнеса и НКО автор показывает, что, несмотря на взаимное недоверие и разницу в подходах, в их взаимодействии наблюдаются положительные тенденции.

Для того чтобы сохранить себя, получить возможность участвовать в государственных социальных программах, научиться самостоятельно зарабатывать (это стало особенно актуально в связи с уменьшением объема финансовых средств, предоставляемых международными фондами), общественным организациям необходимо  развивать диалог с государством, четко выделять и обеспечивать законодательное закрепление собственной ниши. На материалах проведенного обследования А. Чирикова подробно рассказывает об успешном опыте проведения подобной работы в нескольких российских регионах.

Международный опыт деятельности НКО представлен в статье члена совета Фонда «Институт экономики города» Марины Либоракиной «Некоммерческий сектор: международный опыт». Автор приводит основные признаки, характеризующие некоммерческий сектор, и описывает лучшие практики в области их правового регулирования, выявленные в ходе анализа законодательства 100 стран, проведенного Международным центром некоммерческого права и Всемирным Банком. Автор утверждает, что к наилучшим результатам (в том числе в вопросах распределения ресурсов) приводит политика децентрализации и делегирования функций от государства к бизнесу и НКО.

В первом номере за 2006 год журнала “Pro et Contra” представлен анализ отношений, которые сложились между гражданским обществом и российским государством.

Диана Шмидт, научный сотрудник Исследовательского центра по изучению Восточной Европы (Германия), в статье «Какое гражданское общество существует в России», представляет широкий обзор подходов к проблеме развития гражданских организаций в России, анализируя недавние академические работы как западных, так и российских авторов, а также некоторые эмпирические исследования. По мнению автора, сегодняшние попытки подвести итоги развития гражданского общества в России дают «противоречивые результаты». Если одни исследователи утверждают, что «российское гражданское общество остается слабым и внутренне разобщенным, пребывает на низком уровне развития, ассимилируется или даже вообще не существует», то другие подчеркивают, что гражданское общество в России не только «объективно существует», но и «опирается на давние традиции». При этом автор утверждает, что использование этого термина в российских академических дискуссиях и официальной риторике «порой затрудняет, а не облегчает осмысление обсуждаемых явлений».

В статье «Государство и общественный суверенитет» Самюэля А. Грина, члена научного совета, руководителя программы «Восток – Восток: Партнерство за пределами границ» Московского центра Карнеги, исследуется причинно-следственная связь между различиями в политических процессах и особенностями развития гражданского общества. Автор утверждает, что развитие гражданского общества в немалой степени зависит от действий власти, он ставит своей целью «… расширить существующие концепции, подробно проанализировав процесс становления гражданского общества в Советском Союзе и в постсоветской России, и предложить ответы на следующие вопросы: как гражданское общество определяет свои задачи, как разрабатывает стратегию для их выполнения и насколько успешно приспосабливается к различного рода изменениям».

В статье «Анализ государственной политики в области содействия гражданским инициативам с описанием возможных сценариев развития», опубликованной  в № 5,6  за 2005г. журнала «Некоммерческие организации в России», речь идет как о существующей на момент написания статьи роли НКО в России, так и о возможностях ее расширения. Авторы утверждают, что конструктивное взаимодействие между НКО и властью ведет к повышению эффективности, а значит и снижению государственных расходов на социальные нужды, а также к расширению круга благополучателей. Тем не менее «представители государственной власти до сих пор склонны рассматривать третий сектор лишь в качестве неумелого подмастерья, выполняющего мелкую черновую работу в социальной сфере». Этот тезис также подтверждают результаты исследования, приведенные в статье А. Чириковой. Описывая законодательное поле, в рамках которого осуществляется деятельность НКО, оба автора обращают особое внимание на несовершенство налоговой политики, в результате чего «в России не функционирует механизм социального побуждения филантропии» как индивидуальной, так и корпоративной. Анализируя возможные варианты развития государственной социальной политики России в ближайшее десятилетие, авторы считают наиболее приемлемым «сценарий социального партнерства», который предполагает «такие правовые условия, при которых формы и мера участия каждого из трех секторов будут подстраиваться под приоритеты общества».

О правовых основах деятельности НКО рассказывает эксперт департамента налогов и права аудиторско-консультационной фирмы «ФБК» И. Токарев. В статье, опубликованной в «Российском налоговом курьере» (№16, 2004 г.), он рассматривает различные организационно-правовые формы НКО и разграничивает возможные виды деятельности, перечисляет нормативно-правовые акты, регламентирующие финансовую деятельность и налогообложение, обозначает основные принципы формирования имущества НКО. Особый интерес представляют систематизирующие таблицы, позволяющие сравнить цели, особенности управления и имущественной ответственности НКО, имеющих различные организационно-правовые формы. Так как статья была написана в 2004 году, в ней нет информации об изменениях, внесенных недавно принятым законом об НКО. В связи с огромной значимостью этого закона мы планируем посвятить ему одну из ближайших подборок статей раздела.

Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100