совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Начальник Управления Министерства юстиции РФ по Башкирии Р.Юсупов: "Некоммерческие организации - мотор гражданского общества"

- Рустем Рафисович, как повлиял финансовый кризис на развитие некоммерческих организаций в регионе?

- Органы юстиции в Башкирии констатируют рост общественной активности – увеличивается количество некоммерческих организаций (НКО), создаваемых жителями региона. В настоящее время зарегистрировано 4 тыс. 323 НКО, что на 120 больше, чем в 2008 году. Наибольшее количество из них – 2 тыс. 431 (2 тыс. 416 в 2008 г.) составляют общественные объединения, в том числе 7 региональных отделений политических партий, 793 религиозные организации. Также зарегистрировано более 890 общественных, более 1,4 тыс. профсоюзных организаций, 9 национально-культурных автономий, 15 общественных движений, 57 общественных фондов, 1 торгово-промышленная палата, более 1 тыс. иных некоммерческих организаций, таких, как адвокатская палата, объединения работодателей, территориальные общественные самоуправления и другие.

До середины 2008 года был зафиксирован определенный спад общественной активности, затем, в период развития кризиса и до настоящего времени – устойчивый рост. Одновременно идет процесс исключения из реестра юрлиц НКО, фактически прекративших свою деятельность. С начала 2009 года республиканским УФНС из Единого госреестра исключено 56 таких юрлиц – зарегистрированных, но неработающих организаций.

Представители общественных организаций, в особенности правозащитной направленности, предложили идею создания "доброжелательной среды" по отношению к НКО, предусматривающую упрощение порядка регистрации и процедуры отчета и комплекс мер, часть из которых не нуждается в особом правовом закреплении, а требует лишь элементарного понимания со стороны чиновников.

В прошлом году, незадолго до начала кризиса, в Башкирии, как и в других регионах страны, начало работу наше управление, которому переданы полномочия ряда органов власти, и мы начали последовательно их реализовывать, в том числе и в части регистрации и контроля за соблюдением федерального закона о НКО.

- Как вы думаете, действительно ли сильно влияние "презумпции виновности НКО"? То есть влияние того общероссийского явления в среде госслужащих, на котором акцентировали внимание правозащитники во время встречи с руководством страны в рамках работы Совета по развитию институтов гражданского общества?

- Недоверие общества к власти, а власти – к обществу имеет место на всей территории страны, и это не радует. Практически сразу, с начала работы управления, я убедился, что вышеупомянутое недоверие, или "презумпция виновности" по отношению к НКО – путь в никуда. Невозможно строить гражданское общество, демонизируя своих оппонентов.

У нас в республике была произведена регистрация НКО, которые прежде годами не могли этого добиться. В сфере регистрации особых проблем не возникает, процедура проста и выражается в заполнении бланка заявления, к которому прилагаются учредительные документы. Сотрудники управления оказывают консультативную и практическую помощь инициаторам регистрационных действий с тем, чтобы обеспечить НКО максимально дружелюбную среду существования. Достаточно отметить, что в первом полугодии текущего года к нам обратились 3 тыс. 226 человек. Все они получили необходимое содействие, в результате из 428 заявлений мы вынуждены были отказать в регистрации только в 7 случаях, в основном из-за необходимости капитальной переработки устава или допущенных серьезных процедурных нарушений. Например, региональное отделение общероссийской организации не согласовало с ней свой устав – здесь мы помочь устранить упущение не в силах.

- Органы юстиции выявляют проблемы и нарушения в деятельности НКО. В чем причина – пробелы в законе или недостаточный контроль?

- Нарушения вызваны, как правило, правовой безграмотностью, а не пробелами в законе. Так, проверками Узбекского национально-культурного центра "Дустлик" (Дружба), Башкирского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное общество "Спортивная Россия", некоммерческой организации Фонд безопасности дорожного движения РБ, общественной организации "Ветераны боевых действий в Афганистане" РБ установлено, что они не располагаются по адресам, заявленным ими в качестве юридического и почтового. Между тем по юрадресу осуществляется связь с организацией, и о его изменении юрлицо обязано информировать нас в трехдневный срок. Нарушение сроков проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности установлено при проверке Регионального объединения христиан Веры Евангельской Пятидесятников РБ.

Всем нарушителям направлены предупреждения о необходимости устранения фактов неисполнения обязательных требований.

Еще пример: при проверке Фонда юридической поддержки предпринимательства "Право" установлено, что с момента образования фондом не исполняются обязанности, предусмотренные законом, – ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, представлять отчет о своей деятельности, расходовании денежных средств, об использовании иного имущества. В итоге в Октябрьский райсуд Уфы направлено исковое заявление об исключении из Единого государственного реестра юрлиц сведений об этой НКО как фактически прекратившей свою деятельность.

По аналогичным основаниям в суды направлены исковые заявления о ликвидации Общественной организации Татарский культурный центр, Фонд "Содействие", НОУ "Авиационно-спортивный клуб "АЭРОСАБ".

Именно непредставление ежегодной отчетности составляет значительный блок нарушений, хотя об этой обязанности мы информировали все НКО вплоть до персональной рассылки напоминаний. Однако только чуть больше половины, а в прошлом году – всего 34% из зарегистрированных объединений отчитались в срок. Связываю это, с одной стороны, с определенной долей "мертвых душ" – неработающих организаций, которые не удосужились оформить свою ликвидацию. С другой стороны, это их низкая правовая дисциплина.

Сейчас планируется законодательно еще более упростить для НКО отчетность, сведя ее к уведомлению о продолжении деятельности.

В настоящее время Управлением по выявленным нарушениям в адрес НКО внесено 420 предупреждений, и эта работа продолжается. Принимая во внимание, что неоднократное подобное нарушение влечет обращение в суд с иском о ликвидации нарушителя, ряду организаций придется оценить перспективы принудительного прекращения статуса.

Мы заинтересованы в более тесном общении и регулярном информационном обмене с НКО, которым предлагаем, по меньшей мере, периодически посещать наш официальный сайт, где размещена вся информация, сведения о правовой базе, об обязательных требованиях и порядке их исполнения.

- Какова направленность некоммерческих организаций, зарегистрированных в Башкирии?

- В числе общественных объединений наиболее распространены спортивные и физкультурно-оздоровительные организации, а также НКО, действующие в социальной сфере, объединения ветеранов и инвалидов, детские и молодежные объединения, организации, действующие в сфере здравоохранения, образования, клубы по интересам.

В целом спектр НКО велик. При этом сотрудники управления периодически сталкиваются с тем, что граждане, учреждающие НКО, рассматривают его как некий экономический инструмент получения прибыли. Это принципиально неверный подход.

У каждой НКО есть уставные цели деятельности, преследуя которые организация может оказывать гражданам те или иные услуги, также прописанные в уставе, и направлять вырученные средства на реализацию заявленных целей, содержание штата, аренду помещения и т.д.

Сейчас ведется работа над тем, чтобы НКО в сфере своей деятельности получили те же права и преимущества при государственных и муниципальных закупках, что и малый бизнес, чтобы их имущественные права были защищены, был облегчен режим для малой ежедневной благотворительности.

Нельзя понимать НКО как механизм сбора членских взносов неизвестно на что, или "на черный день", или как канал распределения бюджетных средств. НКО – это механизм привлечения в дополнение к госсредствам денежных и немонетарных вкладов граждан, распределение социальной ответственности, которая сегодня целиком лежит на плечах государства. Пока НКО своей социальной миссии выполнить не могут, и это общая проблема. Иногда эта миссия вовсе не осознается.

При этом есть достаточно много людей в регионе, которые просто не понимают, к чему им приложить усилия. Возьмем предпринимателя, который по большому счету достиг своих целей в деловой сфере, перерос сам себя и не знает, что делать дальше. В лучшем случае он даст денег на постройку храма, сочтет свою социальную миссию выполненной, потом купит жене третий автомобиль и улетит на дауншифтинг. Кроме как зарабатывать деньги и тратить их на себя лично, он ничего не умеет. Идеи вложить деньги, объединить вокруг себя людей, развивать некоммерческий проект, а значит и регион, в котором работает НКО, – эти идеи, к сожалению, немногим приходят в головы.

Между тем, задуматься об этом стоит хотя бы потому, что это способствует укреплению деловой репутации, которая, в свою очередь, является одним из важнейших факторов ведения бизнеса. Это можно расценивать как социальную ответственность.

Органы юстиции будут создавать благоприятный режим на основе действующего законодательства, а НКО – это мотор гражданского общества. Хорошо бы этот мотор сделать мощнее и надежнее, чтобы работал без сбоев.

Источник: Интерфакс - http://www.interfax-russia.ru/r/B/exclusive/227.html?menu=4&id_issue=12279836


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100