совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Эксперты НКО - об итогах 2007 года

Накануне нового 2008 года представители третьего сектора ответили на вопрос: "Что Вы можете сказать об изменениях, произошедших в области третьего сектора и социальной сферы в уходящем году?"

Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы:

В социальной сфере есть небольшие улучшения: повысили зарплату учителям, некоторым категориям врачей. Но положение большей части населения ухудшилось в связи с высоким уровнем инфляции. Если зарплата, эквивалентная 500 долларов, еще недавно считалась приличной, то сейчас на нее нельзя жить. Что касается третьего сектора, то закон о НКО резко ухудшил ситуацию вокруг всех категорий неправительственных организаций. Усложнилась процедура их регистрации, к тому же она более дорогостоящая, чем для коммерческих организаций; НКО вынуждены предоставлять сложную отчетность. Кроме того, они в массовом порядке теряют свои помещения. В целом, законпоказывает, что власть не заинтересована в существовании гражданского общества. К счастью, наше гражданское общество, и, в частности, третий сектор оказались более живучими, чем я предполагала. Я думала, что негативных последствий от этого закона будет больше.

 

Лев Левинсон, эксперт Института прав человека:

Наиболее значимы последствия закона о НКО. Несмотря на то, что имели место случаи преследования отдельных организаций как по политическим, так и неполитическим мотивам, они были едини чными. Кроме того, есть надежда, что будет принят законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", компенсирующий недостатки нынешнего документа. Законопроект предусматривает значительные льготы в сфере налогообложения уставной деятельности НКО, вводит административную ответственность за непредоставление информации общественным объединениям, то есть гарантии исполнения полномочий, которыми они наделяются. Давление на общественные организации привело к тому, что многие из них добровольно закрываются либо ограничивают свою деятельность. Организации, фактически, лишились поддержки на муниципальном и региональном уровнях.Несмотря на то, что государство не организовывало репрессии в отношении НКО, видно, что многие организации не в состоянии предоставить отчетность, предусмотренную законодательством... По поводу изменений в социальной сфере могу сказать, что большинство проблем в этой области остались нерешенными: многие эксперты обращали внимание нанеобходимость изменения законодательства в целях улучшения положения граждан, однакозачастую они игнорировались.Также продолжается подавление профсоюзного движения.

 

Борис Альтшулер, руководитель программы РОО "Право ребенка":

В 2007 году были созданы лишь предпосылки к социальным изменениям. Если будут учтены предложения Минобрнауки РФ и НКО к закону "Об опеке и попечительстве" и нормативным актам, регулирующим систему социальной адаптации детей-инвалидов, то жизнь для этих детей изменится в лучшую сторону. В результате вступления в силу закона о НКО ряд организаций закрылись, не справившись с отчетностью. Стало больше неформальных объединений. С одной стороны, видна активность граждан. С другой - сложно проконтролировать деятельность инициативных групп и оценить достигнутые ими результаты.

 

Елена Ершова, координатор Консорциума женских неправительственных объединений:

По инициативе НКО принят ряд мер в области опеки и попечительства детей-сирот: не прошел закон, предложенный Комитетом Госдумы РФ по делам женщин, семьи и детей. Была разработана и внедрена президентская программа "Дети России"; в рамках подпрограммы "Дети-сироты" выделены 500 млн рублей на приобретение жилья выпускникам интернатных учреждений. Кроме того, увеличены пособия по уходу за ребенком.

 

Алексей Рудов, руководитель проекта "К новой семье":

В 2007 году было много важных и позитивных сдвигов. Правительство РФ поставило задачу сократить масштаб сиротства в стране, подкрепленную конкретными документами и критериями оценки эффективности (это не количество мероприятий, как ранее, а увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы воспитания). Очень важно, что власть готова видеть общество и прежде всего НКО в качестве партнера для решения проблемы сиротства. К решению этих задач привлекаются общественные и некоммерческие организации, ассоциации и профессиональные сообщества, выделяются гранты, начала работать система социального заказа. А сами некоммерческие организации работают более системно, участвуют в муниципальных и региональных конкурсах, реализации приоритетных нацпроектов. Хотелось бы надеяться, что в следующем году сотрудничество власти и общества будет развиваться и не только за счет финансовой и моральной поддержки, но и организационной. Для НКО очень нужна помощь в институциональном развитии, обучении, снижении налогового бремени организаций и снятия налогов с услуг, которые они оказывают сами.

 

Г. Бодренкова, Российский центр развития добровольчества (Благотворительный фонд "Московский дом милосердия"):

В числе значимых общероссийских мероприятий 2007 года можно назвать IV Общероссийскую конференцию по добровольчеству; Весеннюю неделю добра и Всемирный день молодежного служения, которые с 1997 года ежегодно проводятся по инициативе НКО под девизом "Мы вместе создаем наше будущее!" В этом году в них приняли участие более 1 млн добровольцев (из них более 80% - молодежь). Добровольческий вклад в финансовом выражении эквивалентен более 100 млн рублей. Также стоит отметить II Международный фестиваль добровольчества с участием молодых волонтеров из более чем 30 регионов РФ, на котором был принят Кодекс добровольцев России и др.

Характеризуя уходящий год, можно сказать, что он стал знаменательным для добровольческого движения как в плане роста признания и поддержки со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, общественности и СМИ, так и на уровне практической деятельности и институционального развития добровольческого движения. В этом году тема добровольчества впервые прозвучала в ежегодном Послании Федеральному собранию, в котором дана высокая оценка деятельности добровольцев и НПО как важнейших индикаторов формирования активного гражданского общества. Вопросам добровольчества уделялось внимание в работе комиссий Общественной палаты РФ, что нашло отражение в Ежегодном докладе "О состоянии гражданского общества в РФ". В этом году была принята Стратегия государственной молодежной политики, одним из приоритетных направлений которой является организация добровольческого труда молодежи, вовлечение молодых людей в общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян. В контексте реализации Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) добровольчество признается как один из эффективных способов самоорганизации, привлечения граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций к реализации социальной политики и развития институтов гражданского общества. В соответствии с распоряжениями Президента РФ N628-рп от 15 декабря 2006 года и N 367-рп от 30 июня 2007 года, за счет грантовых средств был поддержан ряд проектов, направленных на развитие региональных добровольческих инициатив.

Феномен добровольчества становится объектом исследований и анализа со стороны академических институтов (ГУ–ВШЭ) и центров изучения общественного мнения (ЦИРКОН, ВЦИОМ и др.). Согласно Ежегодному докладу Общественной палаты РФ, примерно 8 млн добровольцев участвуют в социально значимой деятельности НКО (около 5% россиян). В сравнении с более ранними опросами ВЦИОМ (2004 год) в институционализированных формах (деятельность в политических партиях, профсоюзах, общественных и религиозных организациях, органах местного самоуправления и др.) участвовали не более 2-4% россиян. А по данным экспертных источников, уровень вовлеченности населения в деятельность НКО на протяжении десятилетия не превышал 1-2%.

 

Источник: Агентство социальной информации, 28.12.2007 г.. http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/21368C2DAC097059C32573BE0040BC73Rus

 


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100