совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Образовательная политика в условиях мирового экономического кризиса: отсечь псевдообразование

16 марта в ГУ-ВШЭ состоялось заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) на тему "Образование в условиях кризиса". В заседании приняли участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и заместитель министра экономического развития РФ Александра Левицкая. С докладом о проблемах в сфере образования, возникающих в связи с мировым экономическим кризисом, выступил ректор ГУ-ВШЭ Я. Кузьминов.

Такого количества влиятельных "образовательных политиков" в зале заседаний здания ГУ-ВШЭ на Мясницкой не было, пожалуй, уже почти год — с тех пор, как в рамках апрельской конференции здесь обсуждался проект "Модели образования — 2020". Федеральную исполнительную власть представляли министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, заместитель министра экономического развития РФ Александра Левицкая и руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев. В зале было немало ректоров вузов, в числе которых Дмитрий Ливанов (МИСиС), Игорь Федоров (МГТУ им. Баумана), Владимир Зернов (Российский новый университет), Виталий Рубцов (Московский городской психолого-педагогический университет), Геннадий Бордовский (Российский государственный педагогический университет им. Герцена).

Многие из присутствующих сотрудничали с РОСРО в первой половине 2000-х годов — например, председатель Комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин, вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Елена Соболева, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко. Некоторые из них за последние несколько лет сменили места работы — например, Григорий Балыхин и Виктор Болотов в 2001 году, когда РОСРО только создавался, были первыми заместителями министра образования РФ.

Основной доклад сделал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он охарактеризовал основные проблемы, возникающие в системе образования в связи с мировым экономическим кризисом. Спрос на людей с дипломами, который стремительно рос в последние годы, падает — согласно прогнозам, до 50% выпускников вузов в этом году не найдут себе применения на рынке труда. Сокращаются внебюджетные доходы образовательных учреждений, разрушаются надежды на поддержку образования со стороны бизнеса (создание эндаументов). Кризис бюджетной системы приводит к сокращению запланированных государственных расходов на образование — "деньги, которые мы потом и кровью добывали у Минфина на развитие, идут под секвестр". В этих условиях есть риск прекращения оптимизации образовательной системы, сохранения существующих неэффективных механизмов.

Впрочем, есть и позитивные факторы. Образование в значительной степени существует на бюджетные средства — есть защищенные статьи расходов, и это позволяет преподавателям и сотрудникам этой сферы более уверенно смотреть в будущее, чем людям в коммерческих компаниях. У образовательных учреждений появляется возможность пригласить на работу людей с рынка труда, которые в прежнее время сюда бы не пошли. Государство будет финансировать программы переподготовки кадров — Минобрнауки России выдвинуло "модель опережающей переподготовки". При этом никто не знает, что будет завтра, какие пропорции сложатся в международном разделении рынка труда. "Делая вложения в переподготовку, нужно ориентироваться не только на складывающуюся сегодня ситуацию на рынке труда, но и на качество компетенций, которые получают люди", — считает Ярослав Кузьминов.

В своем докладе ректор Вышки проанализировал перспективы развития всех уровней образования — от дошкольного до дополнительного профессионального. Например, в школьном образовании риск сокращения бюджетного финансирования заключается в том, что лучшие учителя лишатся надбавок и доплат, что "некритично, но неприятно в долгосрочной перспективе". Ведь в последние годы социальный статус учителя резко вырос — в ряде регионов у педагогов на 75% выросла зарплата. Возможен секвестр региональных программ развития образования и сокращение внедрения информационных технологий. Это затруднит переход на новые образовательные стандарты — школа останется без ресурсов на этапе внедрения новых программ. В то же время школа сможет конкурировать за лучших выпускников классических университетов и педагогических вузов — возможно, следует создать нормативные условия для кадрового обновления школы.

Впрочем, "главный кандидат на сокращение" — система дополнительного образования школьников: дворцы творчества, кружки, музыкальные школы и проч. Ярослав Кузьминов предложил рассматривать дополнительное образование как неотъемлемую часть общего — ведь если поступиться дополнительным образованием, есть риск "обрушить качество довузовской подготовки школьников".

Казалось бы, кризис будет способствовать развитию системы начального и среднего профессионального образования (НПО-СПО) — многие пойдут учиться туда, а не в вузы, поскольку "лучше синица в руках, чем журавль в небе, который или улетел, или издох". Но Ярослав Кузьминов считает, что семьи все равно предпочтут высшее образование, как это было в последние годы. Впрочем, у учреждений НПО-СПО есть шанс получить заказ от служб занятости на переподготовку кадров, и здесь ректор ГУ-ВШЭ предложил поддерживать не существующую сеть учреждений, а конкретные программы, которые они предлагают.

Однако основное внимание общественности сегодня привлечено к сфере высшего образования. Здесь предлагается много простых решений: съешь перепелиное яйцо — выздоровеешь! К таким решениям Ярослав Кузьминов отнес перевод всех платных студентов на бюджетные места, возвращение к пятилетнему обучению в вузах (чтобы бакалавры задержались там еще на год), рассмотрение высшего образования как резервуара для людей, которые не смогли найти работу. Высказываются предложения поддержать как можно больше вузов минимальными деньгами, сократив финансирование в расчете на одного студента. "Высшее образование нуждается в структурной перестройке, — считает ректор ГУ-ВШЭ, — в отсечении псевдообразования. Если "лечиться перепелиными яйцами", будет нанесен урон не только системе образования, но и экономике в целом".

Перевод платных студентов на бюджетные места может осуществляться только на основе одного критерия — их успехов в учебе: если человек сдал две сессии на отлично, его нужно переводить. Ведь благодаря таким студентам вуз зарабатывает не только деньги, но и репутацию. Например, на платном отделении МГТУ им. Баумана учатся студенты, которые могли бы учиться на бюджетном отделении регионального инженерного вуза, но они предпочли заплатить и учиться в Москве. Те же, у кого денег не было, остались в регионах. "Автоматический" перевод платных студентов на бесплатные места был бы несправедливым по отношению к студентам региональных вузов.

Необходимо искать решения по трудоустройству выпускников вузов. Если же речь идет о продолжении обучения, нельзя скатываться до уровня "пародий на магистратуру и аспирантуру", пусть лучше выпускники получают дополнительное профессиональное образование.

Что же произойдет с вузами в условиях кризиса?

Первая категория — "плохие" вузы. За два года их количество может сократиться вдвое, снизится спрос даже на бюджетные места. Эти вузы, по мнению Ярослава Кузьминова, надо присоединять к более сильным.

Вторая категория — эффективные вузы, где внебюджетные средства составляют более двух третей финансирования. Этим вузам следует помогать, замещая внебюджетные средства бюджетными.

Третья категория — "брендовые" вузы, к числу которых относятся МГУ, СПбГУ, ГУ-ВШЭ, МГИМО, Финансовая академия, Бауманка — пострадает минимально, но выживет. Для них характерна сильная диверсификация источников дохода, и на платные отделения туда поступают дети из обеспеченных семей, которые сохранят свой уровень благосостояния и в условиях кризиса.

Четвертая категория, которая вообще не пострадает, — вузы, торгующие дипломами, где "обучение" стоит символических денег и у которых сформировалась определенная клиентура.

В ходе обсуждения доклада Ярослава Кузьминова были высказаны разные точки зрения.

Подробности см. на сайте ГУ-ВШЭ: http://www.hse.ru/news/recent/6599757.html

Другие материалы на эту тему:

Отмена ЕГЭ в школах в этом году является необходимой антикризисной мерой?

 

 


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100