совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Не волнуйтесь: мы вас небольно зарежем!

Автор: М. Бойцова

До вступления в силу закона о реформе бюджетной сферы осталось еще полтора года, а ужасы вокруг него рисуются один другого краше. «Росбалт» попытался выяснить, так ли страшен «черт», обитающий на этот раз в медицине.

Эксперты, приглашенные «Росбалтом» для участия в дискуссии о законе с труднодоступным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», были, похоже, сами в некоторой растерянности. Закон они, конечно, прочитали, однако даже у самых продвинутых в плане юриспруденции наблюдателей и заинтересованных медиков вопросов все равно остается множество. Несмотря на бурную дискуссию, эксперты сошлись в одном: чтобы закон заработал, необходимо принять попутно еще десятка три подзаконных актов. Иначе все закончится в лучшем случае — профанацией, в худшем — очередным вариантом для коррупции. А крайними, как всегда, окажутся простые пациенты.

Александр Голышев, главный врач Детской больницы №5, сказал, что он ждал этого закона пять лет. «По плановым заданиям, то есть госзаказу, мы работали и работаем, и никто не откажет в помощи экстренному пациенту.  Новое и главное в этом законе — это отсутствие субсидиарной ответственности государства, когда учредитель (в нашем варианте государство) полностью отвечает по всем обязательствам учреждения. Этого больше не будет, зато будет наличие переговорного процесса между государством и руководителем учреждения, когда деньги будут даваться под конкретное задание, — сообщил Голышев. — Сегодня существует множество тупиковых для главврачей ограничений, когда покупку каждого стула для больницы надо 100 раз согласовывать. Срывается освоение средств, поставок. Я не могу толком сделать ремонт в больнице, в которую стыдно привозить детей. Субсидии под госзадание дают руководителям учреждений больше свободы. Новый закон даст возможность медучреждению самому решать, на что потратить деньги: на новый стул, оплату врачу, на лекарства или на ремонт. И если в результате контрольных отчетов и проверок — а контроль будет очень жесткий — медучреждение будет на хорошем счету, то финансирование госзадания будет увеличиваться. Соответственно, никто ни в чем не потеряет: ни руководитель больницы, ни пациент», —  рассказал Голышев.

Более осторожное отношение к закону у главного врача Елизаветинской больницы Бориса Тайца. Он сказал, что будущий госзаказ его не пугает, поскольку больница и так работает «на опережение». Но не везде ситуация одинакова: например, сельские и районные больницы закрываются десятками, потому что нет врачей, оборудования. И вот насколько именно им поможет новый закон — пока непонятно.

«В законе нет ничего сложного, — сказал Борис Тайц. — Все медучреждения становятся либо так называемыми бюджетными учреждениями нового типа, либо автономными, либо казенными. Первые два типа финансируются субсидиями, которые выделяются под конкретные государственные задания. Кроме того, они могут оказывать платные услуги. Решающее слово, какой статус принять, остается за учредителями. Ими могут быть областные, краевые администрации и муниципалитеты, профильные комитеты, управления, департаменты. Для федеральных бюджетных учреждений это соответствующие министерства. Но вопрос в том, кто будет у руля? И если у руля окажется «не тот» человек, то открываются просторы для коррупции, поскольку в его руки попадает имущество. И вот здесь, я считаю, должны работать правоохранительные органы и СМИ».

Первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга Владимир Жолобов считает, что поводов для паники нет: «Пугают тем, что все станет платным, а на самом деле все забывают, что вопросы платности или бесплатности регулируются не этим законом, а Федеральной программой государственных гарантий и у нас дополнительно — законами Санкт-Петербурга. И вот как раз там все прописано, какие коммерческие структуры могут участвовать в государственных программах, где платно и где бесплатно оказываются услуги. И по новому положению так же: в реализации программы госгарантий смогут принимать участие и коммерческие, и некоммерческие организации, — заявил Жолобов. — Другой вопрос: что в новом законе не прописаны многие очень важные детали, и нужно как минимум 30 подзаконных актов, чтобы все прописать. Но еще время есть, и ругать закон преждевременно».

Бескомпромиссной позиции придерживается начальник отдела по работе с гражданами Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга Геннадий Лопатенков. Он заявил, что «если закон есть — его надо выполнять, а не устраивать акции недовольства».

«Все будет хорошо, если все станет происходить под контролем государства и общества, — сказал Лопатенков. — Над автономными организациями появится наблюдательный совет, организация будет обязана ежегодно отчитываться, в том числе, в прессе. А бюджетные организации и так уже контролируются. Закон сбалансирован и продуман, и я уверен, что в ближайшие лет 5 ни один гражданин даже не почувствует на себе реформы. А недовольных медициной хватает во всем мире, люди вообще хотят жить вечно».

Наблюдавшая за благостно настроенными чиновниками ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга, советник председателя Совета Федерации Наталия Евдокимова все-таки попыталась слегка отрезвить оппонентов: «Закон — не догма, и если он  противоречит интересам общества, то он нелегитимен, и его надо менять, — сказала правозащитница. — Мы постоянно наступаем на одни и те же грабли: слухи идут, когда нет достаточного количества информации. И у нас получается, что «Пастернака не читал, но я против».

Свое понимание закона Евдокимова прокомментировала так: «Государство отказывается от финансирования, но продолжает содействовать посредством субсидий. Собственники (муниципалитеты, управления, комитеты либо частные лица) выдают задания медучреждениям, причем, финансируются те, кто лучше. Но пока непонятно, как и кем будут выдаваться эти задания... Не будет ли так, что госзадание получит тот, кто первым прибежал или, того хуже, кто «ближе к телу»? В законе убраны все полномочия учредителя, и новых не прописано. Не понятно, что будет с зарплатами врачей, не пострадают ли они? Люди правильно беспокоятся: очевидно, что пока не разработаны критерии, по которым будут выбираться лучшие, пока неясна процедура контроля и отчетности, остаются страх и недопонимание. Помимо госзаданий деньги планируется зарабатывать на тех пациентах, которые готовы платить. И люди думают: а вдруг, если больнице или поликлинике не будет хватать денег, они увеличат количество платных услуг? Реформа здравоохранения нужна, но надо ее делать не наскоком, а методом проб и ошибок».

Все эксперты сошлись в одном: необходимо, чтобы при новом порядке учредители — кем или чем бы они ни являлись — должны жестко контролироваться, в первую очередь, в плане выполнения медицинскими учреждениями тех госзаданий, которые они получили. Также контролируются и сами учреждения (что в медицине, что в образовании). По мнению специалистов, в этом как раз есть относительная гарантия того, что бесплатные услуги все-таки не исчезнут, а их качество (как нам обещают), наоборот, возрастет. Однако, учитывая уровень коррупции в нашей стране, у скептиков остаются серьезные сомнения в том, что новая система заработает действительно на благо гражданина.

Источник: ИА «Росбалт»,  http://www.rosbaltpiter.ru/  24.05.2010


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100