совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Несмотря на все усилия Правительства, у огромного числа россиян по-прежнему нет приличной крыши над головой

Проблема улучшения жилищных условий сегодня актуальна для 21 процента населения страны или порядка 30 миллионов человек. По официальной статистике почти три с половиной миллиона граждан, 70 процентов из которых – малообеспеченные, многие годы томятся в очереди на улучшение жилищных условий. А она, как говорится, "ни тпр-р-ру, ни ну". И это несмотря на то, что начиная с 1991 года россиянам постоянно и очень настойчиво предлагают обзавестись новыми и комфортными квартирами.

Но люди лишь горестно вздыхают, глядя на рекламные листовки с изображением соблазнительно просторных апартаментов. Потому что "за красивые глаза" им никто хоромы не отдаст, а денег в их карманах в лучшем случае наберется на один-два квадратных метра жилья.

Как отметил на прошедшем недавнем в Москве "круглом столе " на тему "Справедливая жилищная политика" Председатель Совета Федерации, председатель политической партии "Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь" Сергей Миронов, лишь у 25 процентов россиян есть шанс накопить себе на квартиру. Остальные 75 процентов не смогут приобрести жилье ни на каких бы то ни было льготных условиях — ни с помощью ипотеки, ни под нулевой банковский процент.

Можно спросить: а как это согласуется с Конституцией РФ, гарантирующей каждому гражданину право на жилище? Причем малоимущим оно должно предоставляться бесплатно или, цитирую главный документ страны, "за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".

Но ничего этого нет. Одну из причин такой плачевной ситуации Сергей Миронов усматривает в том, что в федеральном законодательстве до сих пор нет таких терминов, как "малоимущий" и "малообеспеченный". А, значит, нет и критериев того, кто к этим категориям относится.

Правда, эти критерии имеются на региональных уровнях. Они варьируются в зависимости от количества бедняков: чем их в регионе больше, тем ниже планка бедности. Скажем, зарабатывает некий Иванов из Энской губернии 3 тысячи рублей в месяц. Живет впроголодь, еле ноги таскает, а статус малообеспеченного ему не положен, поскольку верхняя граница нищеты составляет 2 тысячи рублей в месяц. Вот так местные власти решают проблему социальной защиты населения, к коей, кстати, относится и наличие крыши над головой. Если так пойдет и дальше, то наказ Президента РФ о том, что в сфере строительства жилья надо выйти на уровень "один квадратный метр в год на каждого гражданина России", останется пустым звуком.

Между тем, по мнению Сергея Миронова, задача вполне выполнима.

Её можно решить за счет развития в России института социального жилья. Причем оно должно представлять собой, по выражению Председателя Совета Федерации, "не развалюхи и не трущобы, а жилье, достойное граждан России".

Чтобы так оно и было, надо провести большую подготовительную работу. В частности, четко определить, что именно относится к социальному жилью, на каких условиях и кто его будет строить, как и кому предоставлять.

Ответы на эти и многие другие вопросы должны содержаться в законодательстве.

Первопроходцем России здесь быть не придется. До нее дорожку к социальному жилью проторили цивилизованные страны. И сегодня, например, в Голландии доля такого жилья в общей массе составляет 35 процентов, в Австрии, Дании и Франции — соответственно 23, 19 и 17 процентов.

Кроме того, как отметила выступившая на "круглом столе" профессор ГУ "Высшая школа экономики" Елена Шомина, для России социальное жилье — понятие довольно привычное. Раньше, да и теперь, такое жилье именовалось муниципальным. Так же, как и муниципальное, оно нуждается в государственном субсидировании. Но есть и отличия. По мнению Елены Шоминой, социальное жилье надо предоставлять не на всю оставшуюся жизнь, а на тот период, пока человек не встанет на ноги и не сможет приобрести квартиру в личную собственность.

Именно так происходит, в частности, в Англии и Нидерландах.

Но, думается, этот "моральный " нюанс для россиян не страшен.

Если тем, кто много лет ютится в "хрущобах", предложат комфортное социальное жилье, они, не задумываясь, с радостью справят новоселье. Главное, построить достаточное количество такого жилья — недорогого, но качественного. Но вот вопрос: откуда взять деньги на это? По словам участника мероприятия депутата Госдумы Анатолия Аксакова, если банкам покажется невыгодным финансирование дешевого жилья, они не станут этого делать. Но государство сможет их простимулировать, предоставив определенный набор льгот.

Удешевить процесс способно также использование строительной инфраструктуры, созданной еще в советское время. Сегодня ее активно эксплуатируют в своих интересах частные инвесторы. Анатолий Аксаков считает, что эту инфраструктуру надо полностью отдать под социальное жилье. Те же, кто возводит квартиры и дома, предназначенные для продажи по рыночным ценам, пусть обзаводятся своей строительной базой.

Не обойтись и без частно-государственного партнерства. Такова точка зрения депутата Госдумы Александра Лебедева. Ее поддержал представитель одного из немецких консалтинговых обществ Эмиль Маркварт. Как явствовало из его рассказа, в Германии очень распространена практика заключения договоров между муниципалитетами и частными компаниями на предмет строительства социального жилья. В качестве механизмов стимулирования со стороны госорганов применяются дотации, удешевленные кредиты, преференции и льготы на предоставление земельных участков под строительство.

Источник: Парламентская газета - http://www.pnp.ru/chapters/parlament/parliament_3719.html


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100