совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Президент Российской Федерации

Официальный сайт: http://www.kremlin.ru/

 

1. Полномочия Президента РФ во внутренней политике (в том числе – в социальной сфере)

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь ее основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделен полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент ежегодно направляет в Правительство бюджетные послания.

Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят свое выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания Федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон еще раз, но квалифицированным большинством.

В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность - путем издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ - Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.

Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет – постоянно действующий консультативный орган.

 

2. Администрация Президента

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий.
Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы.
Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию.
Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.
Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.
В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.
За время существования структура и состав Администрации Президента многократно менялись.

В марте 1997 года одним из заместителей Руководителя Администрации Президента был назначен В.В.Путин. Эту должность он совмещал с обязанностями начальника Главного контрольного управления Президента. В мае 1998 года В.В.Путин стал первым заместителем Руководителя Администрации. В этом качестве до момента назначения его директором Федеральной службы безопасности В.В.Путин курировал в Администрации работу с территориями.
Президент осуществляет общее руководство своей Администрацией.

Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации.
С марта 1999 года по октябрь 2003 года Руководителем Администрации являлся А.С.Волошин. 30 октября 2003 года указом Президента Руководителем Администрации назначен Д.А.Медведев. С 14 ноября 2005 года Руководителем Администрации Президента является С.С.Собянин.
Нынешняя структура Администрации Президента утверждена Указом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 года (см. также приложение к указу).
В соответствии с этим указом у Руководителя Администрации есть два заместителя. Высокопоставленными должностными лицами Администрации являются также пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, помощники и советники главы государства, полномочные представители Президента в органах государственной власти, уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, руководители самостоятельных подразделений Администрации. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полпредов во всех семи федеральных округах.
К числу самостоятельных подразделений Администрации относятся 12 управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента.
В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.
Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте.
В президентской Администрации насчитывается около двух тысяч государственных служащих.
Самые крупные из подразделений Администрации: Контрольное, Государственно-правовое управления, Управление информационного и документационного обеспечения Президента. В каждом из них по 150–200 госслужащих. Примерно столько же сотрудников насчитывается в аппарате Совета Безопасности.
Администрация Президента – государственный орган, юридическое лицо, но не хозяйствующий субъект.
Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента – самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Управление делами не входит в состав Администрации.
Администрация Президента работает в Москве, в нескольких зданиях на территории Кремля, на Старой площади и улице Ильинка.
В Администрацию Президента можно написать, позвонить или прийти на прием.

Структура Администрации Президента

Руководитель Администрации

Собянин Сергей Семёнович

 

Заместители Руководителя Администрации - помощники Президента

Сурков Владислав Юрьевич

Сечин Игорь Иванович

 

Помощники Президента

Абрамов Александр Сергеевич

Беглов Александр Дмитриевич

Брычева Лариса Игоревна

Иванов Виктор Петрович

Поллыева Джахан Реджеповна

Приходько Сергей Эдуардович

Шувалов Игорь Иванович

Ястржембский Сергей Владимирович

Пресс-секретарь Президента

Громов Алексей Алексеевич

 

Руководитель протокола Президента

Щеголев Игорь Олегович

 

Полномочные представители Президента в федеральных округах

Полтавченко Георгий Сергеевич

Квашнин Анатолий Васильевич

Коновалов Александр Владимирович

Клебанов Илья Иосифович

Козак Дмитрий Николаевич

Латышев Петр Михайлович

Исхаков Камиль Шамильевич

Советники Президента

Аслаханов Асламбек Ахмедович

Бурутин Александр Германович

Лаптев Юрий Константинович

Лесин Михаил Юрьевич

Приставкин Анатолий Игнатьевич

Самойлов Сергей Николаевич

Трошев Геннадий Николаевич

Шевченко Владимир Николаевич

Яковлев Вениамин Федорович

Полномочные представители Президента в органах госвласти

Котенков Александр Алексеевич

Косопкин Александр Сергеевич

Кротов Михаил Валентинович

 

Подразделения Администрации 

Аппарат Совета Безопасности

Аппарат советников Президента

Аппараты полномочных представителей Президента в федеральных округах

Государственно-правовое управление

Канцелярия Президента

Контрольное управление

Референтура Президента

Секретариат Руководителя Администрации Президента

Управление по внешней политике

Управление по внутренней политике

Осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики государства.

Готовит в пределах своей компетенции, обобщает и представляет Президенту и руководителю его Администрации материалы об общественно-политической ситуации в стране, а также предложения по вопросам государственного строительства, федеративных отношений, местного самоуправления, региональной и информационной политики.

Организует и обеспечивает взаимодействие главы государства с Федеральным Собранием, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, организациями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, общественными и религиозными объединениями, иными структурами гражданского общества (далее - политические партии, общественные объединения и иные структуры гражданского общества).

Готовит предложения Президенту и руководителю его Администрации по вопросам политического планирования.

Информирует федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и иные структуры гражданского общества об основных направлениях внутренней политики государства, определяемых Президентом.

Обеспечивает взаимодействие Президента и руководителя его Администрации с полномочными представителями Президента в федеральных округах

Начальник Управления - Говорун Олег Маркович

Управление по кадровым вопросам и государственным наградам

Управление по вопросам государственной службы

Управление по обеспечению конституционных прав граждан

Управление информационного и документационного обеспечения

Управление по работе с обращениями граждан

Управление пресс-службы и информации

Протокольно-организационное управление

Экспертное управление

Осуществляет экспертно-аналитическое обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий;

готовит экспертные заключения, аналитические доклады и иные необходимые Президенту и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации экспертные и аналитические материалы;

обеспечивает экспертно-аналитические работы по финансированию деятельности Президента и Администрации Президента Российской Федерации;

координирует разработку и экспертизу общенациональных проектов

Начальник Управления - Дворкович Аркадий Владимирович

Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами

 

3. Советы и Комиссии при Президенте

Советы при Президенте

Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

Совет по культуре и искусству

Геральдический совет

Совет по вопросам совершенствования правосудия

Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства

Совет по науке, технологиям и образованию

Совет по взаимодействию с религиозными объединениями

Совет по физической культуре и спорту

Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

 

Комиссии при Президенте

Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества c иностранными государствами

Комиссия по вопросам гражданства

Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов

Комиссия по государственным наградам

Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий

Комиссия по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100