совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Приоритеты региональных бюджетов-2010: что ждет социальную сферу

Динамичное развитие российской экономики снова откладывается. Расходы региональных бюджетов в нынешнем году урезаны в основном за счет наиболее важных для развития статей — инвестиций и развития инфраструктуры. Средств из федерального бюджета поступает все меньше, а экономия на развитии не дает шансов регионам «зарабатывать» самостоятельно, к таким выводам пришли аналитики ФБК, представившие свой доклад «Приоритеты региональных бюджетов-2010» на заседании Экономического клуба ФБК

Бюджетные расходы — хороший механизм влияния на развитие экономики, социальной сферы. Правильный выбор приоритетов финансирования, особенно в свете финансовых ограничений, может способствовать быстрому выходу страны из кризиса. Однако  российские регионы не только не придерживаются общей политики в расходовании средств, но и урезают именно те статьи, которые сейчас наиболее необходимы для восстановления, считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Анализ бюджетов российских регионов выявил также, что расходные статьи в нынешнем году все менее прозрачны. Более того, в 8 из 83 регионов власти пошли на откровенное нарушение закона — изъяли из открытого доступа информацию о расходовании средств в разрезе функциональной классификации, поэтому отследить, куда и на что идут деньги, становится в разы труднее. В ФБК проанализировали запланированные расходы на 2010 г. 75 регионов страны.

§1
В долгах как в шелках

Россия начинает экономить — бюджетные расходы регионов в 2010 г. в среднем снизятся на 10,6% по сравнению с прошлым годом (см. Рисунок 1). На фоне общей экономии, выделяется уверенный рост расходов по статье «Общегосударственные вопросы» — на 39,8% к уровню прошлого года. Главным образом деньги по этой статье пойдут на обслуживание государственного и муниципального долга. Так, например, в лидерах по увеличению «общегосударственных расходов» — Ростовская область (прирост на 178%), и г. Москва (прирост на 134%), финансирование долга увеличится в этих регионах соответственно на 815% и 218%. Помимо вполне обоснованных после тяжелого кризисного года расходов на выплату долгов, увеличиваются и затраты на функционирование высших и прочих должностных лиц. В частности, московский мэр в 2010 г. будет стоить городу 9,7 млн руб. — в 2,5 раза больше, чем годом ранее.

Рисунок 1. Изменение расходных статей в 2010 г. по сравнению с 2009 г. (%)

Изменение расходных статей в 2010 г. по сравнению с 2009 г

Источник: ФБК

Второй приоритет бюджетной политики — образование, его финансирование увеличится в среднем по регионам на 8,1%. (См. Рисунок 2) При этом, 45 регионов выделили на образование больше денег, а 30 регионов — меньше. Среди регионов нет единодушия относительно того, за счет каких расходных статей проводить изменения. Например, в Калининградской области в 2,7 раза больше средств получит система общего образования, в Кабардино-Балкарии в 10 раз возрастут расходы на молодежную политику и оздоровление детей, в Мурманской области вспомнили про начальное профобразование и дали ему в 3,9 раза больше средств, чем в 2009 г.

Рисунок 2. Изменение в расходах на образование (%). Лидеры и аутсайдеры

Изменение в расходах на образование (%). Лидеры и аутсайдеры

Источник: ФБК

Повышение расходов на образование — последняя и практически единственная хорошая новость. Особую тревогу вызывает обвальное (на треть!) сокращение расходов на «Национальную экономику», читай инвестиции. По стране ситуация сложная — в 27 регионах запланировано сокращение более чем на половину. Рост расходов на национальную экономику ожидается только в шести регионах, в основном нефтегазоносных. (см. Рисунок 3)

Рисунок 3.Изменения в расходах на нац. экономику (%). Лидеры и аутсайдеры

Изменения в расходах на нац. экономику (%). Лидеры и аутсайдеры

Источник: ФБК

Другая тревожная тенденция — сокращение финансирования ЖКХ на 18,8%. Коммунальная сфера и без того находится в плачевном состоянии, а 59 из 75 регионов намерены еще урезать расходы на нее, причем, 37 регионов — более, чем на два раза, а 5 регионов — более, чем на 90%. Теперь не будет средств даже на латание дыр, города захлестнет волна аварий на объектах ЖКХ, что вызовет серьезное недовольство населения. (См. Рисунок 4)

Рисунок 4. Изменения в расходах на ЖКХ (%). Лидеры и аутсайдеры

Изменения в расходах на ЖКХ (%). Лидеры и аутсайдеры

Источник: ФБК

Снижение расходов наметилось и в социальной сфере. Вопреки провозглашенному  центром курсу на повышение соцобязательств, региональные бюджеты в целом  уменьшили соцрасходы на  2,1%. Однако ситуация выглядит очень неоднородной — Волгоградская область ахово урезает такие расходы на 90%, а Хабаровский край, наоборот, увеличивает финансирование более чем в три раза.

Примерно такие же шатания отмечаются и по расходам на здравоохранение. На фоне общего снижения на 8,1%, Республика Татарстан готова профинансировать только 10% от уровня 2009 г., а в Челябинской области пошли на повышение расходов в полтора раза.

§2
Удлинить поводок

Все регионы можно условно разделить на две большие группы: ядро — «староосвоенные» регионы, которые не делают «резких движений» и находятся в рамках общего негативного тренда; и регионы на периферии, где власти, стараясь хоть как-то изменить ситуацию, предпринимают радикальные шаги, отметил Дмитрий Орешкин, руководитель группы «Меркатор».

Это указывает на то, что вертикаль власти на самом деле является декларативным инструментом, и в реальной жизни не работает. Да и сама идеология вертикали была ошибочна изначально. Сейчас в региональном разрезе Россия выглядит скорее как феодальное государство, где государь поддерживает города и отдельные области как  точки силового влияния, не позволяя им самостоятельно развиваться. В нынешнем году объем межбюджетных трансфертов снизится на 14%, а это означает, что центр будет перечислять в регионы все меньше денег, а долговая нагрузка у них только повысится. Выход один — прекратить завинчивать гайки, тем более, что на это уже не хватает ресурсов, и дать регионам больше свободы,  позволить им развиваться и зарабатывать самостоятельно, уверен Орешкин.

Источник: экспертный канал "Открытая экономика" - http://www.opec.ru/1245062.html

 

Страницы: 1 / 2 Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100