совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

НИИ Труда: Предложения к разработке проекта концепции развития социального партнерства

Автор: В.Федин

В НИИ Труда при Минздравсоцразвития РФ подготовлена концепция развития социального партнерства в России с учетом особенностей российской институциональной среды и истории профсоюзов, в частности - низкого уровня правовых знаний и культуры социального партнерства как ц работодателей, так и у работников, а также пассивности профсоюзов. Среди предложений - создание объединений работодателей, совершенствование Трудового кодекса и развитие института трудового арбитража.

     «Государство заинтересовано в сильных и ответственных социальных партнерах. Таких партнерах, которые способны активно содействовать защите социально-трудовых прав и интересов граждан и тем самым - защите и реализации стратегических интересов Российской Федерации. Рассчитываю, что профсоюзы достойно справятся с этой миссией». Данная цитата речи Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, как никогда отражает ситуацию и может являться основой идеологии, на которой в принципе должна осуществляться разработка стратегии социального партнерства в ближайшей перспективе.

     В настоящее время законодательных актов, закрепляющих правовое положение субъектов социального партнерства достаточно. Однако о достижении оптимального согласования интересов субъектов трудовых отношений говорить пока слишком преждевременно. Действующая система социального партнерства не достигает тех целей, которые ставит перед ней законодатель, - в первую очередь, эффективное предупреждение социальных конфликтов.

     Это обусловлено рядом социальных экономических и других причин.

     Во-первых, необходимо отметить то, что в Российской Федерации еще крайне низок уровень правовых знаний и культуры в сфере партнерских отношений, как у работников, так и у работодателей. Работодатели нередко не видят необходимости регулировать взаимоотношения с работниками путем взаимного сотрудничества, и заключения коллективных договоров на уровне предприятий.

     Во-вторых, пассивность ряда профсоюзных организаций, которым должна принадлежать ведущая роль в диалоге с работодателем по достижению оптимального согласования интересов. Следует подчеркнуть, что на большинстве средних и малых предприятий негосударственного сектора экономики первичные профсоюзные организации отсутствуют.

     Поэтому, в первую очередь, необходимо разработать и реализовать систему мер, которые «заставили» бы функционировать нормы, закрепляющие социальное партнерство, и способствующих обеспечению оптимального согласования интересов работников, работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

     Причины, сдерживающие развитие социального партнерства в Российской Федерации, на наш взгляд, следующие:

  • отсутствие представительных органов работников и работодателей, обладающих необходимыми полномочиями для заключения отраслевых и территориальных соглашений;
  • формальное отношение и недостаточная степень организованности отдельных работодателей к заключаемым в организациях коллективным договорам, к формированию системы регулирования оплаты труда;
  • низкий уровень профессионализма в отдельных профсоюзных организациях;
  • отсутствие в коллективных договорах, либо недостаточность дополнительных социальных гарантий и льгот для работников организаций;
  • неразвитость договорных форм регулирования трудовых отношений и связанных с ними иных отношений на частных предприятиях;
  • отсутствие первичных профсоюзных организаций на большинстве средних и малых предприятий негосударственного сектора экономики.   

В концепции, прежде всего, должны быть отражены следующие основные принципы партнерства в социальной сфере:

  1. взаимное признание интересов сторон как важных и правомерных;
  2. паритетность на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений;
  3. социальная справедливость при регулировании интересов и действий, особенно в сфере труда и распределения доходов;
  4. поиск и нахождение компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов, преследующие главную цель партнерства - достижение социального согласия;
  5. взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений.
Практическая реализация вышеуказанных принципов социального партнерства является крайне трудной задачей. Она предполагает учет не только своих интересов, но в равной степени интересов партнеров. Это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимую пользу - сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность всех участников процесса, растет устойчивость, как политическая, так и социальная, создаются условия для инновационного развития.

Необходимо выработать ясную и понятную для всех сторон концепцию социального партнерства и тактику достижения стратегических целей, а также конкретные механизмы, которые позволят достичь намеченного результата.

Основными стратегическими целями функционирования социального диалога в условиях решения актуальных общегосударственных задач, по нашему мнению, должны являться следующие:

  • обеспечение эффективной и продуктивной занятости населения;
  • адекватное распределение средств на фонд оплаты труда;
  • содействие повышению производительности труда;
  • обеспечение безопасных условий труда для работников;
  • создание условий для модернизации экономики, повышению конкурентоспособности организаций;
  • развитие трудового потенциала;
  • развитие производственной демократии.

В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации социальное партнерство осуществляется на:

  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отраслях;
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Ситуация в стране меняется. Меняется в сторону усиления социальной составляющей. И, в ближайшее время следует ожидать усиления ряда тенденций в развитии российской модели социального партнерства:

  • повышения статуса органов социального партнерства на федеральном уровне;
  • развития межрегионального уровня взаимодействия (социальное партнерство на уровне федеральных округов);
  • развития территориального уровня системы социального партнерства (на уровне муниципальных образований и на межмуниципальном уровне);
  • укрупнения отраслевого уровня, сокращение числа отраслевых секторов за счет расширения сферы их влияния;
  • конкретизации колдоговорных обязательств на локальном уровне. 

В ходе взаимодействия субъектов социального партнерства ожидаются наполнение соглашений более конкретным содержанием, установление определенной «планки» взаимоотношений в социально-трудовой сфере.

Новая концепция социального партнерства, несомненно, будет затрагивать все уровни и охватывать весь спектр проблем, но особый акцент будет сделан на федеральный, региональный и локальный уровнях.

На каждом уровне существуют проблемы, которые необходимо решать как путем совершенствования действующего законодательства, так и проведением организационных и информационных мероприятий с учетом современных технологий управления и разрешения конфликтных ситуаций.

Существующие проблемы на всех уровнях. Еще раз хотелось бы подчеркнуть то, какие проблемы актуальны в настоящее время:

  • Затягивается процесс разработки региональных отраслевых соглашений из-за отсутствия соответствующих объединений работодателей.
  • Тормозится самими работодателями процесс перерегистрации объединений работодателей как на федеральном, так и на региональном уровне.
  • Отсутствуют объединения работодателей во многих муниципальных образованиях, что не дает возможности сформировать легитимную сторону их представителей в территориальных соглашениях.
  • Отсутствуют обученные специалисты по подготовке и сопровождению отраслевых соглашений.
  • Уровень ответственности за нарушение коллективных договоров и соглашений, закрепленный в законодательстве недостаточен. Но с другой стороны коллективные договора и соглашения, до сих пор не содержат механизма экономической (материальной) ответственности за нарушение закрепленных в них норм. Примером может служить почти полное отсутствие в коллективных договорах и, тем более, в соглашениях механизма ответственности за задержку заработной платы.
  • На низком уровне осуществляется контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров, как сторонами, их заключившими, так и соответствующими органами по труду.
  • Не во всех муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации сложились партнёрские отношения власти и профсоюзов.
  • Остаётся крайне низким охват коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений на предприятиях среднего и малого бизнеса.
  • Существует технологическая проблема при подготовке соглашений. Порою нормы сформулированы так, что из них не вытекает четких юридических последствий для сторон соглашения.
  • Отсутствует единая общероссийская информационная база, которая фиксировала бы отраслевые и коллективные договора, отслеживала причины оттягивания заключения соглашений сторонами, а так же оказывала консультационные услуги всем сторонам социального партнерства и обеспечивала бы сопровождение работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Среди основных направлений, реализация которых предполагается в рамках концепции развития социального партнерства, необходимо выделить следующие:

  • создание объединений работодателей на всех уровнях социального партнерства, а также приведение уставов действующих объединений работодателей в соответствие с требованиями Трудового Кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об объединениях работодателей»;
  • совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, в том числе в системе представительных органов социального партнерства, процедур переговорного процесса, обеспечения независимости профсоюзных организаций от работодателя, исключение представителей работодателей (речь идет о физических лицах) из членов профсоюза работников;
  • улучшение соглашений на всех уровнях и коллективных договоров и расширение сферы их действия;
  • совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты, трудовых прав работников;
  • повышение эффективности деятельности государственных и профсоюзных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением Трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • активизация работы профсоюзных комитетов, в современных условиях, по осуществлению конструктивного взаимодействия с представителями работодателя по решению повседневных и перспективных вопросов регулирования социально-трудовой жизни в коллективе, прежде всего на основе заключенных коллективных договоров и соглашений, а также по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателем социально значимых прав и интересов членов профсоюза в соответствии с нормами трудового законодательства.

В рамках решения вышеперечисленных проблем необходимо совершенствовать Трудовой Кодекс Российской Федерации. Возможные направления такого совершенствования:
1. Следует трансформировать практически неработающий институт трудового арбитража в институт независимой саморегулируемой экспертной организации при трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (на федеральном, региональном и локальном уровнях). Создается общероссийская независимая саморегулируемая экспертная организация, которая в рамках своего функционала осуществляет координацию, утверждает уставы созданных организаций на федеральном, региональном и локальном уровнях.

Организация указанной системы позволит развить и определить правовую основу института переговорщиков (трудовых судей). «Трудовые судья переговорщики (арбитры)» - независимые лица (эксперты), способные посредством своих личных и профессиональных качеств достичь консенсуса в переговорном процессе между работодателями и профсоюзами (бипартизм). Независимые саморегулируемые экспертные организации будут оказывать следующие услуги:

  • посреднические, консультационные;
  • обучение по всем аспектам трудовых отношений;
  • услуги для бизнеса (информирование, консультирование, учебные программы и т.д.);
  • международные услуги;
  • арбитражные услуги;
  • разрешение трудовых споров и урегулирование конфликтов;
  • ведение коллективных переговоров и отраслевых соглашений;
  • помощь организациям в разработке системы управления конфликтами и разрешения споров;
  • подготовка кадров в области предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, в том числе по запросам правительств иностранных государств и международных организаций;
  • помощь в многосторонних переговорах при осуществлении общественного диалога;
  • подготовка специалистов в сфере урегулирования трудовых споров;
  • предоставление широкого спектра услуг с применением в переговорном процессе современных информационных технологий.

2. Необходимо внесение изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации в части пересмотра сроков заключения отраслевых соглашений. Требуется введение следующей нормы: «если в течение года объединения работодателей и объединения профсоюзов не вырабатывают единой позиции в отношении отраслевого соглашения, то в данной ситуации вопрос придется решать в присутствии - «административного наблюдателя». Права и обязанности «административного наблюдателя» требуется так же отразить в новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации.

3. Необходимо отразить и прописать процедуру изменения и дополнения коллективного договора в Трудовом кодексе Российской Федерации

4. Порядок разработки проекта отраслевого соглашения также требует конкретизации в Трудовом кодексе Российской Федерации в части создания комиссии, закрепления ее полномочий и определение сроков функционирования.

5. Требует проработки механизм присоединения к отраслевым соглашениям, а так же подлежит уточнению процедура уведомительной регистрации коллективных договоров.

Внесение этих дополнений в законодательство Российской Федерации должно повысить роль социального партнерства в регулировании трудовых отношений, а также простимулирует рост фонда оплаты труда работников.

Так же необходимо учесть ряд дополнительных мер требующих внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты:

  • Необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части применения санкций к обеим сторонам социального партнерства (за неисполнение).
  • Необходимо проработать вопрос о создании объединений работодателей, где они не созданы на муниципальном и региональном уровнях. Разработать действенный механизм содействия работодателю в том, что бы стимулировать его заинтересованность в создании объединений работодателей.
  • Для решения проблемы отсутствия обученных специалистов по подготовке и сопровождению отраслевых соглашений необходимо создание программы повышения квалификации специалистов занимающихся заключением отраслевых соглашений. Данная программа должна в себя включать создание и внедрение в систему образования модулей повышения квалификации требуемых специалистов.
  • Создание единой общероссийской информационной базы, которая фиксировала бы отраслевые и коллективные договора.

И в заключении хотелось бы отметить, что рыночная экономика и соответствующие ей институты начали формироваться лишь 20 лет назад. Современная история социального партнерства в России началась не так давно, и тем не менее, основные институты созданы и функционируют. Просто не надо останавливаться на этом, необходимо движение вперед. Надеемся, что разработка, принятие и самое главное реализация Стратегии социального партнерства поможет в этом.

Сведения об авторе:  Федин В.В., Генеральный директор ФГУП «НИИ труда и социального страхования» Минздравсоцразвития России

Источник:  НИИ Труда  http://niitruda.ru/  

Страницы: 1 / 2 Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100