совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Создавая потенциал будущего

Автор: А. Фурсенко

Цели и задачи Министерства образования и науки РФ, тесно взаимосвязанные между собой, в совокупности направлены на формирование в России общества, основанного на знаниях. Сформулированы пять стратегических целей, для каждой из которых разработаны количественно измеряемые показатели, отражающие уровень их достижения в отчетном, текущем и плановом периодах

Краткая характеристика стратегических целей

Первые две цели относятся к сфере образования. На их реализацию из всех источников финансирования, включая внебюджетные источники, ежегодно, начиная с 2004 года, направляется свыше триллиона рублей, что уже в 2004 году позволило превзойти прогнозную величину (4,9%) доли совокупных расходов на образование в ВВП, увеличив ее до 5,2%, а в прошлом году выйти на показатель 5,4%. Соответствующие расходы планируется обеспечить на уровне 6,0% в 2008 году при целевом показателе 6,1%. Отмечая планируемый рост расходов на образование, надо отметить, что такое целевое значение соответствует достигнутому сегодня уровню, среднему по странам ОЭСР.

В сфере образования первая стратегическая цель - обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

Расходы из федерального бюджета по министерству на ее реализацию в прошлом году составили 10,6 млрд. рублей, обеспечив дальнейший рост уровня образования населения. Россияне сегодня стремятся дать своим детям профессиональное образование более высокого уровня. Это ведет к значительному улучшению качества человеческого капитала: высшее профессиональное образование в настоящее время имеют порядка 190 человек из тысячи; в 2008 году эта величина достигнет 198, вплотную приближаясь к целевому значению - 200 человек.

Доступность и повышение качества общего образования призван, в частности, обеспечить ЕГЭ, на проведение которого в 2005 году было потрачено 541,42 млн. рублей (496,22 млн. рублей в 2004 году). Это способствовало тому, что в 2005 году более 500 тыс. абитуриентов поступили в вузы по результатам ЕГЭ. При этом число лиц из сельской местности и районных городов (с населением до 100 тыс. человек) составило 56% от общего числа поступивших. Увеличилась и межрегиональная мобильность абитуриентов вузов.

На повышение качества образования будет работать приоритетный национальный проект "Образование" в той его части, которая касается стимулирования образовательных программ, поощрения лучших учителей, поддержки инновационных образовательных учреждений и национальных университетов.

Качественный уровень профессионального образования выражается в первую очередь в привлечении в экономику высокообразованных специалистов, выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования. Эта задача - одна из главных для министерства. Она реализуется через подготовку новых стандартов и программ обучения, переподготовку преподавателей, техническое обеспечение учреждений образования, а также разработку и экспертизу учебников с привлечением ведущих ученых Российской академии наук и Российской академии образования.

Однако качество образования в существенной степени также зависит от уровня оплаты труда преподавателей, остающегося пока неудовлетворительным: несмотря на ожидаемый прогресс в ее соотношении со средней зарплатой в экономике, реального прорыва здесь пока не предвидится. Среднемесячная номинальная зарплата в образовании в 2005 году составила 5756 рублей, или 66% к соответствующему показателю в экономике.

Необходимость решения задач обеспечения кадрами крупных приоритетных отраслей промышленности и бюджетной сферы, национальной безопасности, социальной стабильности определяет вторую стратегическую цель - обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, фундаментальность и практическую направленность образовательных программ, создание условий для развития непрерывного образования.

Основная доля расходов федерального бюджета (около 70 млрд. рублей) направляется на господдержку учреждений высшего и среднего специального образования, позволяя обеспечивать экономику квалифицированными кадрами.

Важна непрерывность образования в период всей жизни человека - повышение квалификации и переподготовка кадров, в первую очередь преподавательского состава. На эти цели в 2005 году было выделено 73,4 млн. рублей, позволив после многих лет бюджетной необеспеченности этого направления осуществить переподготовку около 60 тыс. преподавателей. Увеличение финансирования в следующие годы создаст условия для планомерного повышения квалификации и качества переподготовки, в частности, в 2006 году на это предусмотрено выделить 140 млн. рублей.

В составе расходов на эту цель были выделены в 2005 году государственные капитальные вложения вдвое большие, чем в 2004 году. За счет этого осуществлено строительство 418 объектов начального, среднего, высшего профессионального образования, в строй введено более 50 таких объектов.

В то же время пока не удалось обеспечить в полном объеме решения комплекса задач по приближению содержания образования к современным потребностям рынка труда, повышению степени участия работодателей в организации образования. Нужно содействовать развитию социального партнерства с работодателями, использовать современные производственные базы для обучения.

Необходимость создания механизмов социальной адаптации и самореализации молодых людей, воспитания успешных и ответственных граждан, активизации их участия в развитии государства и гражданского общества определяет третью стратегическую цель - создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Затраты федерального бюджета на реализацию этой цели составили 3,4 млрд. рублей в 2004 году и 3,6 млрд. рублей в 2005 году. Однако при относительно стабильном финансировании сфер дополнительного образования и социальной защиты детей-сирот на мероприятия в сфере молодежной политики на федеральном уровне в последние годы выделялось недостаточно средств - в 2005 году порядка 100 млн. рублей, и в 2006 году -120 млн. рублей. А на поддержку одаренных детей было выделено всего около 35 млн. рублей.

Повышенного внимания со стороны государства требуют определенные группы детей и подростков. Так, на воспитание в семьи будет передано почти три четверти детей-сирот (67,5% в 2004 году). Эти семьи предполагается обеспечить дополнительной материальной поддержкой.

Особая группа - одаренные дети. Если в 2004 году менее 2% из них получили специальную поддержку, то уже в 2006 году поддержку должны получить 5,5%, а в 2008 году планируется довести этот показатель до 6,5%.

Увеличение финансирования сфер молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей обеспечит планируемый рост показателей в 2006-2008 годах. Так, охват детей программами дополнительного образования возрастет к 2008 году на 10% по сравнению с 2005 годом (50% всех детей). Численность детей и молодежи, участвующих в общественных объединениях, достигнет 10% (5,2% в 2005 году).

Основные затраты по обеспечению социальной защиты детей-сирот ложатся на плечи регионов. Вместе с тем необходимо реформировать существующую систему работы органов опеки и попечительства в направлении развития семейных форм устройств детей, создания профессиональных служб помощи семье и детям в сложных жизненных ситуациях. При этом основные финансовые средства должны быть направлены в конкретные семьи, воспитывающие приемных детей.

В результате уже к 2008 году удельный вес детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, должен вырасти до 72% (68% в 2005 году).

Наука и инновации

Необходимость ориентации российской науки на потребности экономики и общества, повышение эффективности научных исследований и разработок определяет четвертую цель - создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.

Потребность министерства в средствах федерального бюджета на 2005 год на реализацию этой цели составила свыше 40 млрд. рублей, в том числе на фундаментальные исследования - свыше 27 млрд. рублей, реализацию федеральной целевой научно-технической программы - 8 млрд. рублей.

Динамика затрат на исследования и разработки в стране существенно отставала от изменения основных макроэкономических показателей. В частности, динамика ВВП в связи с повышением цен на нефть имеет опережающий рост в сравнении с объемами затрат на науку. Это обусловливает снижение фактического значения доли внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП в 2004 году (1,17%) в сравнении с прогнозными 1,36%.

Следует напомнить, что были установлены два ряда цифр: абсолютные расходы федерального бюджета на гражданскую науку до 2010 года и их доля в общих расходах федерального бюджета. Сегодняшняя практика такова, что при планировании бюджетных ассигнований исходят из абсолютных значений, что в условиях интенсивного роста ВВП и общих расходов бюджета ведет к снижению доли финансирования науки. В ситуации, когда наши мировые конкуренты (в частности, страны ЕС) считают своей стратегической целью повышение доли внутренних расходов на науку до 3%, необходимо также ориентироваться на удельные показатели.

В министерстве считают, что повышение этой доли возможно только при относительном увеличении внебюджетной составляющей. На рубеже 2004-2005 годов удалось увеличить программную часть ФЦП "Исследования и разработки" почти в четыре раза за счет внепрограммной части, также увеличить минимальный объем контрактов почти в десять раз и, самое главное, привлечь значительный объем внебюджетных средств на проведение исследований и разработок.

В 2004-2005 годах отмечался существенный рост экспорта технологий по сравнению с прогнозными значениями. Однако почти половина (46,2%) поступлений от экспорта приходится на инжиниринговые услуги, тогда как доли НИОКР (16,6%) и особенно объектов интеллектуальной собственности (1,8%) остаются недостаточными. Как ожидается, меры по повышению результативности научных исследований в государственном секторе науки и либерализации прав интеллектуальной собственности позволят повысить как доли патентов и лицензий, так и общий объем экспорта технологий.

Динамичное развитие и конкурентоспособность современной российской экономики невозможны без продвижения научных разработок в ее реальный сектор, обусловливая пятую цель - создание условий для активизации инновационной деятельности. На реализацию этой цели федеральный бюджет затратил в 2005 году свыше 3,6 млрд. рублей.

Рост инвестиций в российскую экономику сопровождается позитивной динамикой инновационной активности. Так, удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке вырос до 5,6% в 2004 году (5% по плану).

В то же время структура экспорта по-прежнему носит сырьевой характер, и здесь необходимы специальные меры по стимулированию экспорта высокотехнологичной инновационной продукции. При этом, несмотря на падение доли инновационной продукции в экспорте промышленной продукции, физический объем экспорта инновационной продукции растет.

Необходимо отметить реализацию инновационных проектов государственного значения, начатых три года назад. Работа осуществляется по девяти таким проектам, два из которых вышли на уровень инвестиционных и переданы на экспертизу в Минэкономразвития России.

На их реализацию было выделено 2,76 млрд. рублей бюджетных средств, а прогнозируемый суммарный ежегодный объем продукции начиная с 2006 года составит около 5 млрд. рублей. Именно этот пример нагляднее всего демонстрирует динамику привлечения внебюджетных средств и бюджетную эффективность инноваций. В новой ФЦП по науке на 2007-2012 годы предусматривается существенное увеличение объема финансирования таких проектов.

Инфраструктура в науке и инновациях

Прямое свидетельство успешности работы министерства по развитию инфраструктуры в науке и интеграции ее с образованием - создание двух инновационно-технологических центров в Томске и Зеленограде на базе высших учебных заведений, 26 центров трансферта технологий, а также 850 новых малых инновационных предприятий и 4 тыс. высококвалифицированных рабочих мест.

Развитие индустрии прямых венчурных инвестиций в России - одно из приоритетных направлений государственной инновационной политики. По результатам прошедших пяти венчурных ярмарок, в которых приняли участие 218 компаний из 45 городов, около 40 компаний уже получили инвестиции и коммерческие кредиты на сумму 70 млн. долларов. Еще примерно 40 компаний ведут переговоры об инвестициях.

В целом результаты и основные направления деятельности Минобрнауки России можно разбить на три направления.

Первый - организационные мероприятия, которые позволили изменить подходы к решению задач в образовании и науке в соответствии с нынешним этапом реформирования этих секторов экономики, включая законопроектную и нормотворческую работу.

Разработка ведомственных целевых аналитических программ в совокупности с ФЦП позволила качественно изменить подходы к финансированию, доведя программную часть до 63,5% с 13,8% в 2004 году. Это важный шаг по переходу от сметного финансирования к программному.

Ко второму направлению можно отнести существенное увеличение количественных показателей.

В третьем направлении, пожалуй, важнейшем, можно выделить принятие приоритетного национального проекта в сфере образования. Он должен стать базовым для реализации на практике тех концептуальных разработок, которые заложены в программе развития образования и обеспечивают качественные системные изменения в отрасли.

Реализация этого проекта поможет также финансировать изменения структуры университетского образования с выделением сегмента системообразующих университетов, не принятых к финансированию при утверждении ФЦПРО на 2006-2010 годы, - создание национальных университетов и бизнес-школ, а также поддержку инновационных вузов.

В качестве инициативы министерства рассматриваются также предложения по реализации отдельных научных направлений, связанных с нанотехнологиями и биотехнологиями, важнейших инвестиционных проектов, вытекающих из инновационных проектов государственного значения.

Для обеспечения качественных сдвигов в науке необходимо принять новую федеральную целевую научно-техническую программу, а также качественно изменить приборную базу, реализуемую в виде отдельного научного направления.

 

Источник: Журнал «Экономика России: ХХI век» № 22, http://www.ruseconomy.ru/nomer22_200611/ec37.html

Сведения об авторе: Андрей Фурсенко - министр образования и науки Российской Федерации.


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100