совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Социальная справедливость: генезис идей

Автор: Г.Пирогов, Б. Ефимов

Рассматриваются истоки современных подходов к изучению социальной справедливости в западной исследовательской традиции. К направлениям, в рамках которых справедливость трактуется в аспекте ее восприятия отдельно взятыми индивидами, авторы отнесли теории утилитаризма, родоначальник которой - И. Бентам. Эта линия была продолжена Дж. Ст. Миллем, а затем представителями маржинализма. В рамках этого подхода выгода и польза считается основой нравственности и критерием оценки человеческих поступков. Расцветом утилитаризма стал, по мнению авторов, XX век и особенно его конец. Показано, как применительно к проблеме справедливости разрабатывали идеи утилитаризма Г. Синджуик и А. Пигу. Отдельно рассматривается концепция справедливости Д. Ролза. Два ее основных принципа: 1. Каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод; 2. Доступ к положению ... и должностям должен быть открыт всем.

Понятие "справедливость" - одно из наиболее трудно определяемых, несмотря на то, что за справедливость пролито не меньше крови, чем за землю и золото. Трудность заключается в том, что понятие справедливость охватывает как абстрактную нравственную идею, так и реальное отношение, играющее огромную роль в управлении людьми, определяющее, что такое "хорошо" и что такое "плохо" во всей структуре стимулирования - наград и наказаний. Абстрактная идея родилась в духовной религиозно-нравственной сфере и в ней же реализуется, но при этом отбрасывает свой свет на повседневную материальную жизнь общества, где она становится фактором интеграции общества, без которой невозможно обеспечить его выживание. В зависимости от социально-экономического устройства, соотношения сил классов и политических группировок, политической культуры элиты, от ее политического опыта и воли, в государстве могут доминировать концепции социальной справедливости, различающиеся в очень широком диапазоне.

Но это не означает, что приемлема любая концепция справедливости. Предпочтительна концепция социальной справедливости, обеспечивающая консенсус различных слоев населения, в целом, не вызывающая серьезных возражений, а тем более возмущения сколько-нибудь влиятельных групп, а также широкого распространения среди населения чувства зависти. Общество (государство), в котором это общее представление о справедливости нарушено, где взаимоотношения определяются только выгодой (полезностью), обречено на деградацию, революции, гражданские войны, а во многих случаях на полный

развал и гибель. Так, например, концепция справедливости, утверждающая, что крайняя поляризация общества и сосуществование беспросветной нищеты с предельно расточительным богатством справедливы, ибо именно представители группы богатых создают основную часть богатства общества, участвуя в процессе производства своей предприимчивостью и капиталом, в конечном счете, контрпродуктивна и для них самих, создавая возможность социальных революций, сметающих все сложившиеся порядки и устанавливающие их социальные силы. Кроме того, эта концепция способствует дезинтеграции общества. Как писал Платон: "в государстве, где существуют очень богатые и очень бедные, это фактически два государства". Такая структура способствует снижению до опасного уровня вертикальной мобильности общества и тем самым загниванию его элиты, формирующейся из богатейших слоев.

Наконец, чрезмерное богатство вызывает расточительное потребление, истощающее производительные силы нации, - на одном полюсе, моральную и физическую деградацию - на другом. Вопреки социальному дарвинизму, поляризация общества не способствует выживанию сильнейших и гибели слабейших; происходит деградация общества в целом: верхи теряют свойственную им энергию предприимчивости и теряют способность быть лидерами общества, двигателями прогресса, сосредотачивая собственные интересы на самом низменном эгоизме. Но низы тоже не погибают, а переходят на иной уровень существования с ослабленными социальными амбициями, неустойчивыми социальными притязаниями.

В нашем понимании справедливость - это основополагающий принцип жизни общества, зиждущийся на традиции и играющий роль одного из главных интегрирующих элементов общества. Пока существует справедливость, солдат идет сражаться за Родину, испытывая чувство принадлежности к ней; в деловом мире, в основном, царит взаимное доверие; защищены старики, дети, женщины; низшие социальные группы принимают руководство элиты - иными словами, в обществе существует "контракт доверия". Этот контракт постоянно нарушается - в особенности в отношении бедных. Более последовательно он соблюдается в отношении крупных социальных групп, имеющих экономическую и политическую силу отстаивать справедливость. В целом, в жизнеспособном обществе существует некоторая равновесная траектория справедливости. В отличии от обычного права, "социальная справедливость" как категория морали касается и внеправовых вопросов, но в отличии от последней относится в основном к взаимодействию в области социально-политических и экономических отношений больших социальных групп.

Имеется похожая, но несколько отличающаяся трактовка: "... говоря "справедливость", мы имеем в виду как

раз социальную справедливость, ибо никакой другой справедливости не существует. Категория "справедливость" сама по себе является категорией морально-правового и социально-политического сознания, понятием о должном, связанном с правами человека. Справедливость требует соответствия между реальной значимостью различных индивидуумов (социальных групп) и их социальным положением, между правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением". Акцент здесь переносится на нравственное значение справедливости. Но мы в данном случае делаем акцент на интегрирующем значении как приоритетном. Существуют и другие трактовки справедливости: справедливость как равенство перед законом; как возможность принятия участия в решении судеб своей страны на всех уровнях властной иерархии; справедливость возможностей; международная справедливость; справедливость по отношению к предкам, к природе, тендерная справедливость как отсутствие дискриминации по половому, расовому или этническому признакам. Но эти аспекты не входят в нашу задачу.

Цель статьи - рассмотреть основные теории социальной справедливости в западной исследовательской традиции, истоки и главные направления современных разработок этого духовно-практического феномена. В центре внимания анализ ее как одного из важнейших факторов функционирования социально-экономической реальности, а также более широкий спектр формирования и функционирования.

Полный текст:  сохранить [255 Кбайт]

Документ представлен в формате PDF. Для просмотра файла используйте программу Adobe Reader.

Источник: Социологические исследования №9, 2008

Сведения об авторах: Пирогов Григорий Григорьевич - доктор политических наук, кандидат эконом, наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН. Ефимов Борис Александрович - кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ЦЭМИ (Москва).


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100