совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Образование в России стало де-факто платным

Автор: Е. Насыров

Фонд ИНДЕМ собрал разнородные данные о коррупции в сфере образования в один доклад. Прочитав 40-страничное исследование и выслушав дискуссию общественников и педагогов, GZT.RU сделал вывод, что образование в России, вопреки Конституции, все же является платным.

27 мая в Общественной палате РФ представили доклад «Коррупция в системе образования России». Автором исследования стал заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Владимир Римский. В своем докладе социолог рассказал о фактах коррупции на всех уровнях образования: от начального до высшего. Кстати, средний размер взятки в образовании— 20 тыс. рублей.

Детские сады

По оценкам ИНДЕМа, в московских детских садах коррупцию можно назвать институциональной (аналог общественного договора между родителями и руководством детских садов). В столице существуют несколько специальных фондов, в которые родители сдают деньги (формально— добровольно). Деньги перечисляются в соответствии с законом о благотворительных организациях. Сумма такого пожертвования составляет десятки тысяч рублей.

«Ни один родитель не знает, на что именно тратятся эти (гигантские, между прочим) деньги. На зарплату педагогам и сотрудникам? На мебель, компьютеры, ремонт? На отдых и прочие блага и элементы роскоши для начальства?» — предполагает Владимир Римский.

В докладе также подробно описан и такой суровый элемент российской действительности, как очереди на прием ребенка в детский сад: родители всей страны от Калининграда до Владивостока стоят в них годами, места в очереди перекупаются, цена места в детский сад растет. Москва – не сиключение.

«В 90-е годы, во время чудовищного демографического спада, детские сады стали приватизировать. Дескать, они все равно пустуют. Этого нельзя было категорически делать. Пусть бы они наполнялись на 80%, на 50%. Детям и родителям было бы только лучше. Что можно сказать об обществе, которое так поступает с будущим своих детей?» — недоумевает социолог.

Школы

Владимир Римский отметил самую последнюю тенденцию: несмотря на то, что единый госэкзамен (ЕГЭ) был введен как альтернатива субъективным и «серым» итоговым экзаменам в школе и приемным— в вузы, проблему коррупции он так и не решил, а, по мнению эксперта, только усугубил. Напомним, что ЕГЭ перестал быть экспериментом в 2009 году

«Коррупция просто перетекла из вузов в школы, а, кроме того, вырос гигантский серый рынок репетиторства: школьников стали натаскивать на ЕГЭ»,— заявил GZT.RU Владимир Римский.

Член Общественной палаты директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский подтверждает, что рынок репетиторства вырос, но он не считает, что «само по себе репетиторство— это коррупция».

В докладе упомянуты данные департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД Александра Бланкова, который утверждает, что «установлены факты передачи чиновниками задания самим ученикам и посредникам, а сертификаты успешно подделывают». Коррупция также основана и на непрозрачном списке (153 категории) льготников, которые могут поступать в вузы по упрощенной схеме.

«Система ЕГЭ— чрезвычайно закрытая система. Что происходит внутри, не знает практически никто. Разработан экзамен в бюрократической логике. Никакие институты, кроме самого Минобразования, не могут проанализировать результаты на уровне одного города или всей страны. Однако что-то вылезает, как, например, факт, что в 2009 году результаты ЕГЭ по математике в Башкирии были выше, чем в Москве. Это абсурд. В Москве лучше готовят математику, чем в Башкирии. Это медицинский факт»,— возмущается Владимир Римский.

В докладе ИНДЕМа приводится статистика по коррупции в сфере средней школы: только 8% случаев составляют конкретно получение или дачу взятки. 12%— злоупотребление служебным положением (в том числе передача заданий ЕГЭ кому-либо), 10%— служебные подлоги, 60%— хищение и растрата.

Вузы

ИНДЕМ видит коррупциогенность в процедурах лицензирования и аккредитации вузов. Несмотря на действия Рособрнадзора, которые стремятся сделать процедуру более прозрачной, найти недостатки в деятельности вуза и подготовке выпускников можно всегда. Установлены факты, когда руководство вузов и проверяющие неформально договариваются. Доказать этот факт удается крайне редко: такие контакты строго конфиденциальны. Авторы доклада утверждают, что объем этого рынка «неизвестен вообще никому».

Владимир Римский предложил государственным органам власти и конкретно Рособрнадзору отказаться от проведения процедур лицензирования и аккредитации. Он предложил передать эти функции общественным и некоммерческим организациям. Руководство Общественной палаты, по завершению презентации доклада, отмежевалось от таких предложений, прозвучавших на комиссии по образованию, сочтя их «чересчур радикальными». Напомним, что ранее декан (на сегодняшний момент – бывший) факультета госуправления МГУ Алексей Сурин в интервью GZT.RU предлагал передать эти процедуры в ведение профессиональных ассоциаций, как это происходит в «ряде развитых стран».

Также в докладе говорится, что в России в год продается до 500 тыс. поддельных дипломов о высшем образовании.

По данным зампреда Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, его организация установила, что в Санкт-Петербурге, например, действует 10 крупных ОПГ, специализирующихся на продаже дипломов, «как откровенно липовых, сделанных на коленке, так и вполне официальных, за подписью ректора и проведенных по внутренним документам вуза». В Москве, по его данным, таких крупных групп в «два-три раза больше».

Вывод

После доклада Владимира Римского около 20 общественников, педагогов, чиновников стали дискутировать, почему статистика коррупции ведется, а коррупционеров никто не ловит.

Например, начальник 3-го отдела оперативно-розыскного бюро ДЭБ МВД Александр Бланков сказал, что после обращения ведомства к населению и общественным организациям «аккумулировать и сообщать о фактах коррупции в образовании» к ним никто не обратился ни по одному каналу связи. «Телефон молчит»,— резюмировал Бланков.

Владимир Римский заявил, что причина тому— институциональный характер коррупции.

«Общество со взятками смирилось. Студенты дают взятки, чтобы было проще учиться, а профессора берут, чтобы повысить свой уровень жизни»,— сделал вывод социолог.

Доклад Владимира Римского "Коррупция в системе образования в России".doc  (529.5 КБ)

Источник:  Ежедневная ГАЗЕТА , 27.05.2010  http://www.gzt.ru/  


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100