совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Рост цен на продукты: кто виноват и что делать?

ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 802, 31.10.2007 г.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают инфляцию в целом и рост цен на продукты питания в частности; в чём видят причины инфляции.

За три месяца, с июля по октябрь 2007 г., на 30% (с 52% до 82%) возросла доля респондентов, оценивающих инфляцию в стране как очень высокую. Одновременно сократилась доля опрошенных, считающих рост цен умеренным (с 35% до 13%) или незначительным (с 8% до 1%).

По сравнению с прошлым годом увеличилось число респондентов, связывающих причины инфляции с алчностью торговцев и производителей, монополизацией (с 7% до 12%); ввозом импортной продукции (с 2% до 7%). И уменьшилась доля тех, кто объясняет инфляцию бездействием и безответственностью властей (с 13% до 8%), ростом цен на нефть и другие энергоносители (с 11% до 3%), на бензин (с 8% до 1%), неразвитой экономикой (с 8% до 4%). Каждый второй затрудняется назвать причины инфляции.

По оценкам 38% опрошенных, цены на продукты, которые они обычно покупают, повысились на 20-25%; по мнению 32% респондентов, цены возросли как минимум вдвое. Ещё три месяца назад общественное мнение отмечало рост цен в среднем на 10-15%.

Наиболее ощутимо для россиян подорожание молочных продуктов и растительного масла - 74% и 82% респондентов фиксируют значительный рост цен на эти виды продуктов (для сравнения, три месяца назад о значительном росте цен на молочные продукты говорили только 26% опрошенных). 56% респондентов указывают на существенный рост цен на мясо и мясопродукты, 48-49% - на хлебобулочные изделия, а также крупы и макароны, 41% - на овощи и фрукты.

Только у 5% респондентов траты на питание составляют менее четверти семейного бюджета. У 29% опрошенных на еду уходит 25-49% доходов. 60% респондентов на питание тратят свыше половины семейного дохода, в том числе у 18% почти все доходы (75% и более того) тратятся на еду. Несмотря на рост цен на продукты, доля, которую составляют траты на продукты в семейном бюджете россиянина, пока не изменилась.

Каждый второй опрошенный (52%) собирается ограничить свои траты на продукты. Треть респондентов (34%) отмечает, что рост цен на продукты нанесёт урон семейному бюджету, но не отразится на их питании. В Москве и Санкт-Петербурге доля тех, кто собирается ограничить свой рацион, достигает 30%, в крупных и средних городах - 46-50%, в малых городах и сёлах - 57-60%.

Считают, что такой рост цен на продукты нельзя было допускать, большинство опрошенных - 75% (от 57% в группе тех, кто себя относит к хорошо материально обеспеченным, до 86% среди плохо обеспеченных). 15% респондентов полагают, что этот рост цен обусловлен объективными причинами, и 5% ссылаются на естественное колебание цен.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 20-21 октября 2007 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

Как бы Вы оценили рост цен (инфляцию) в течение последнего месяца-двух?

5-6 февраля 2005 г.

19-20 февраля 2006 г.

28-29 июля 2007 г.

20-21 октября 2007 г.

Инфляция очень высокая

62

62

52

82

Инфляция умеренная

26

26

35

13

Инфляция незначительная

5

7

8

1

Затрудняюсь ответить

7

5

5

4

 

Как Вы думаете, каковы причины роста цен, высокой инфляции в России?
(Открытый вопрос, до трёх ответов)

9-10 сентября 2006 г.

28-29 июля 2007 г.

20-21 октября 2007 г.

Алчность торговцев и производителей, монополизация

7

4

12

Бездействие и безответственность властей

13

5

8

Ввоз импортной продукции

2

3

7

Отсутствие рычагов регулирования рынка

4

4

6

Рост зарплат и денежных выплат населению

4

5

5

Коррупция, воровство

3

4

5

Неразвитая экономика

8

10

4

Рост цен на нефть и другие энергоносители

11

2

3

Мировая тенденция

-

-

3

Неурожайный год

-

-

2

Рост цен на бензин

8

10

1

Правительство потворствует росту цен

2

4

1

Рост курса доллара

1

1

1

Другое

4

4

1

Затрудняюсь ответить

42

51

50

 

Как Вы считаете, насколько в нашем городе выросли цены на продукты,
которые Вы обычно покупаете?

28-29 июля 2007 г.

20-21 октября 2007 г.

Цены на них остались неизменными

4

0

На 5%

15

3

На 10%

24

9

На 15%

17

12

На 20%

12

19

На 25%

8

19

На 50%

4

20

Более чем на 50%

1

12

Цены на них снизились

0

0

Затрудняюсь ответить

15

6

 

Как бы Вы оценили рост цен на продукты питания в течение последнего месяца-двух?

Хлебобулочные изделия

Мука, крупы, макароны

Молочные продукты

Мясо и мясопродукты

Овощи и фрукты

Растительное масло

VII-07

X-07

VII

X

VII

X

VII

X

VII

X

X-07

Цены значительно снизились

-

1

-

1

-

1

0

1

1

1

1

Цены снизились, но незначительно

0

0

0

0

0

0

1

0

7

0

0

Цены не изменились

9

10

11

6

20

2

15

5

19

10

2

Цены выросли, но незначительно

44

37

40

37

42

18

38

29

32

35

11

Цены значительно выросли

43

49

37

48

26

74

34

56

29

41

82

Затрудняюсь ответить

4

3

12

8

12

5

12

9

12

13

4

 

Попробуйте оценить, какую долю траты на питание составляют в общем доходе Вашей семьи?

19-20 ноября 2005 г.

28-29 июля 2007 г.

20-21 октября 2007 г.

Менее 25%

7

5

5

25-49%

33

32

29

50-74%

40

41

42

75% и более

16

16

18

Затрудняюсь ответить

4

6

6

 

Как отражается на Вашем семейном бюджете повышение цен на продукты питания?

Всего опрошенных

Тип поселения

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100-500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Для нашей семьи это очень существенно, нам придется ограничивать себя в тратах на продукты

52

30

50

46

57

60

Это наносит урон нашему бюджету, но на нашем питании это не отразится

34

46

39

39

30

28

Это не существенно влияет на наш бюджет

11

20

10

12

8

9

Такое повышение цен для нашего бюджета значения не имеет

1

2

0

2

1

1

Затрудняюсь ответить

2

2

1

1

4

2

 

В целом, как Вы оцениваете рост цен на продукты питания?

Всего опрошенных

Оценка своего материального положения

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Плохое, очень плохое

Такого роста цен на продукты нельзя было допускать ни при каких обстоятельствах

75

57

73

86

Рост цен велик, но это продиктовано объективными причинами

15

22

17

8

Это естественное колебание цен, ничего страшного в этом нет

5

14

4

1

Затрудняюсь ответить

5

7

6

5



Тематические разделы: Инфляция. Цены

 

Источник: ВЦИОМ, 31.10.2007 - http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/9091.html


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100