совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Российское образование – бездонный сосуд коррупции

Автор: С. Комков

Россия является самым коррумпированным государством из стран «Большой двадцатки». И похоже, что это давно уже никого не удивляет.

А объявленная руководством страны кампания по борьбе с коррупцией даже самими чиновниками воспринимается не более как очередная забавная игра в «балду». На первом месте по уровню коррупции, как и полагается, находятся правоохранительные органы. А вот вторую позицию уже на протяжении многих лет устойчиво занимает система образования.

И это вполне объяснимо. Ибо, не хлебом единым сыт человек. Во-первых, в условиях господства дикого неуправляемого рынка, усугубляющихся неимоверным ростом числа чиновников административно-полицейского государства, резко возрастает цена любой «корочки», дающей право на часть бюджетного пирога и приобщение к «касте неприкасаемых». А, во-вторых, каждый гражданин, не попавший в эту самую «касту», мечтает о том, чтобы хотя бы его дети смогли получить такую возможность. И не жалеет на это никаких средств.

Таким образом, создается замкнутый круг всеобщей тотальной коррупции, попав в который однажды, мы не можем вырваться из него до самой своей смерти.

Из чего же складывается образовательная коррупция?

Очень часто, рассуждая о высоком уровне коррупционной составляющей в системе образования, мы даже не представляем её реальных размеров. И даже простые подсчеты могут привести обывателя в трепет.

Всё начинается с детского садика.

В период 90-х годов, когда Россия в результате развала СССР оказалась в неимоверно трудной ситуации, в стране резко упала рождаемость и также резко повысилась смертность. Мы начали умирать со скоростью до миллиона человек в год. К тому же подоспела варварская приватизация «по Чубайсу», инициированная американскими советниками. С молотка пошли не только промышленные предприятия, но и объекты социального назначения. Среди них самыми лакомыми «кусочками» оказались здания детских садов, за которые борьба шла не на жизнь, а на смерть. И уже к началу 2000-х годов большая часть детских садиков оказалась в руках банков, разнообразных коммерческих структур и просто частных лиц.

Но русский народ на протяжении своей многовековой истории неоднократно преодолевал трудности лихолетья. Так получилось и в этот раз. С началом 21-го века ситуация с рождаемостью стала понемногу исправляться. В семьях опять появились дети. Но вот беда: необходимого числа детских учреждений для этих детей уже не стало. И начались новые мытарства.

Сегодня очередь в детские сады только по Москве составляет более 16 тысяч. А в целом по стране она уже зашкаливает за 100 тысяч. И это означает, что многие дети так никогда и не узнают, что такое дошкольное воспитание.

Но кое-кому все же удается прорваться. За приличное (даже по московским меркам) подношение соответствующему чиновнику. Так место в детском садике сегодня может стоить от 20 до 40 тысяч рублей в Москве и от 5 до 25 тысяч рублей в провинции. То есть средняя цена попадания в детский сад сегодня составляет 20 тысяч рублей. На круг выходит около 2 миллиардов рублей или порядка 70 миллионов американских долларов в виде чистой прибыли в карманах российских чиновников.

И, хотя это самая гнусная, но не самая значимая статья доходов наших российских мздоимцев в системе образования.

Далее маленький гражданин страны, занимающей одну седьмую часть земной суши, поступает в школу. И вот здесь начинаются настоящие чудеса.

При том, что официальные бюджетные расходы на образование в России составляют мизерную часть – всего 3,5% ВВП, доходы чиновников ежегодно исчисляются десятками и сотнями миллионов долларов.

Одной из главных афер, приносящих баснословные доходы, является организация детского школьного питания.

По Федеральному Закону № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года проведение конкурсов на выбор поставщиков школьного питания возложено на руководителей бюджетных образовательных организаций. То есть, на директоров школ. Но на практике всю работу за них «делают» чиновники соответствующих управлений, департаментов или региональных министерств образования. Именно они «выбирают» будущих поставщиков детского питания. Конечно же, не задаром. Средняя величина «откатов» может составлять до 30%. А директора выступают лишь в роли статистов, которые подписывают заранее подготовленные чиновниками документы об уже фактически проведенных «конкурсах». И не дай Бог кому-либо из них проявить «вольницу» и вздумать самостоятельно провести выбор поставщика. Это может закончиться немедленным увольнением под любым надуманным  предлогом.   

Так правительство Москвы направило на закупку детского школьного питания в 2009-м году 6,5 миллиардов рублей. Путем простых подсчетов можно установить размер «вознаграждения», полученного чиновниками различных рангов в Москве только по данной позиции за 2009-й год. Это около 60 миллионов долларов США.

В целом по стране эта цифра годовых «доходов» российских чиновников может составлять до 600 миллионов долларов.

При этом наших детей продолжают травить некачественной пищей, приготовленной из просроченных продуктов. Время от времени то в одном, то в другом регионе страны возникают ситуации с массовыми пищевыми отравлениями школьников.  Но никому даже не приходит в голову разобраться с истинными причинами столь массового и столь опасного явления. Потому что все оказывается завязанным на вполне конкретных чиновников, имеющих обыкновение делиться «добычей» с сотрудниками правоохранительных органов. Именно поэтому любые попытки возбудить по данным фактам уголовные дела неизменно оканчиваются провалом.

В системе школьного образования есть еще несколько не менее доходных статей для российских чиновников.

Более 100 миллионов долларов кладут они себе в карман ежегодно за подписание договоров на охрану школьных зданий. Примерно 150 миллионов долларов ежегодно являются «откатом» в процессе приобретения мебели, оборудования, учебных пособий. И почти 200 миллионов долларов – за организацию ремонтных работ.

В условиях экономического кризиса расходы на ремонт школьных зданий стали наиболее лакомым куском. За подряд на производство капитальных ремонтных работ в некоторых регионах готовы отдать до 50% цены договора. Потому что других вариантов получения бюджетных денег у многих ремонтно-строительных организаций сегодня просто нет.

Таким образом, мы имеем парадоксальную ситуацию: российская школа сегодня буквально задыхается от своей нищеты и недостатка бюджетных средств. Но это же самое обстоятельство помогает чиновникам обогатиться, не прикладывая к данному процессу никаких усилий.

Для многих в стране было загадкой, почему при столь тяжелом материальном положении руководство министерства образования и науки России в 2008-м году пошло на беспрецедентную акцию по подключению всех школ к Интернету. Мероприятие, прямо скажем, довольно дорогостоящее и довольно бесперспективное с точки зрения обеспечения образовательного процесса. Потому что российская часть Интернета сегодня не наполнена образовательными программами. Зато чрезмерно наполнена порнографией, сексом, экстремизмом и насилием.

Ларчик на самом деле открывается довольно просто. В целом при проведении кампании по подключению к Интернету чиновниками различных уровней было положено в свои карманы в общей сложности более 50 миллионов долларов. Игра, как говорится, стоит свеч. Вот только обыкновенная школа ничего, кроме головной боли, от этой акции не поучила.

Вся эта неприглядная картина усугубляется нищенским положением самого главного человека в системе среднего образования – школьного учителя.

Но и здесь чиновники придумали «выход» из ситуации. Начиная повсеместное внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ), руководители системы образования не только положили себе лично в карман огромные деньги (на ЕГЭ за годы «эксперимента» было израсходовано из бюджетов различного уровня более 1 миллиарда долларов), но и заманили школьного учителя возможностью заработать на этом всеобщем оглуплении подрастающего поколения россиян. Сделав его тем самым своим фактическим соучастником в крупномасштабном преступлении.

ЕГЭ подтолкнул всех школьных учителей и вузовских преподавателей к мздоимству через систему репетиторства.

Общий объем репетиторства в 2009 году по стране составил около 1,4 миллиарда долларов, превысив все мыслимые пределы последних 15 лет. Но это не спасло высшую школу от некачественных студентов. Повторные испытания, проведенные в ряде ВУЗов в сентябре-октябре 2009 года, показали, что до 60% принятых по результатам ЕГЭ студентов не обладают элементарными знаниями школьной программы. А это означает, что коррупционный рынок в ВУЗах будет расти. Теперь за каждую контрольную работу, за каждый зачет, за каждый экзамен новоиспеченный студент будет нести деньги преподавателю или руководителю факультета, постепенно превращая их в злостных коррупционеров.

Опрос общественного мнения, проведенный рядом социологических исследовательских центров в 2008 году среди студентов, показал, что 90% из них давали «на лапу» преподавателю хотя бы один раз в течение учебного года. Средняя «цена» взятки составляла 1 тысячу рублей. Таким образом, коррупционный рынок преподавательских услуг в ВУЗах в год составляет 300 миллионов долларов.

Но руководители ВУЗов смотрят на эти явления сквозь пальцы. Потому что сами, в свою очередь, обкладывают данью преподавателей и факультетских руководителей. Ибо, им приходится делиться «доходами» с чиновниками другого уровня. С теми, кто периодически проводит проверку их деятельности, выдает им лицензии и аккредитации.

Рынок услуг при проведении проверок всех уровней составляет 25 миллионов долларов в год. Рынок лицензионных услуг – тоже равен 25 миллионам долларов ежегодно. А вот государственные аккредитации обходятся ВУЗам ежегодно уже в 50 миллионов долларов.

Но особо значимой статьей «доходов» сегодня является продажа дипломов о высшем образовании. Эта торговля идет на всех станциях метро, на рынках и площадях. И, конечно же, в Интернете. Сегодня более 2 миллионов страниц в мировой паутине предлагают купить диплом о высшем образовании. Разброс цен от 10 тысяч рублей до 30 тысяч долларов. Это обусловлено тем, что ряд дипломов просто «изготовляются» на кухне или в подвале. Часть имеет натуральные гознаковские бланки, но поддельные подписи и печати. А часть наиболее дорогих дипломов делается «с проводкой». То есть, человек, никогда и нигде не учившийся, по воле «заказчика» и при возможностях мошенников оказывается вписанным во все официальные документы соответствующего ВУЗа.

И после этого мы удивляемся тому, что у нас падают самолеты и идут в разнос турбины гидроэлектростанций.

По данным независимых экспертов в России ежегодно продается до 100 тысяч поддельных дипломов на общую сумму до 2 миллиардов долларов.

Не меньший интерес для мошенников всех уровней представляет и рынок научных должностей и научных званий. Ежегодно в нашей стране продается до 10 тысяч кандидатских степеней и до 5 тысяч дипломов доктора наук. Что составляет в общей сложности до 350 миллионов долларов чистейшего дохода. И не факт, что все это делается, минуя чиновников ВАК и Минобрнауки.

Подводя краткий, но вполне впечатляющий итог, можно сказать, что ежегодный рынок коррупционных «услуг» в сфере образования в России значительно превышает 5 миллиардов американских долларов. Что вполне сопоставимо со всем годовым бюджетом системы образования. И это еще раз доказывает, что главной фигурой всей коррупционной системы в области образования является ненасытный, наглый и беспардонный чиновник, выращенный и выпестованный нынешней системой власти. И борьба этой власти со своим собственным порождением является делом совершенно бессмысленным. Ибо, побороть самого себя никогда, никому и ни при каких обстоятельствах в истории не удавалось.

Единственная надежда здесь на гражданское общество. Которое пока еще, увы, в России прозябает в стадии социального беспамятства…

Источник: "Коллективное действие" - http://www.ikd.ru/node/11501


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100